Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): симптомы у детей и взрослых, как лечить
По словам психиатра Димитриоса Пашоса, после пандемии в 3 раза возросло число людей, которые обращаются за помощью с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Однако эксперт уточнил, что порой люди принимают за СДВГ временное отсутствие концентрации, вызванное тревожностью или другими расстройствами. «Лента.ру» выяснила, что такое СДВГ на самом деле, как проявляется этот синдром и какие есть методы лечения.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это невролого-поведенческое расстройство развития, которое, как правило, возникает в детском возрасте. На СДВГ могут указывать более десятка симптомов, самые распространенные: трудности с концентрацией внимания, вспыльчивость, плохая память.
Краткая история Одно из первых исследований, посвященных гиперактивности, провел в XVII веке философ Джон Локк. Он описал группу студентов, которые, несмотря на старания, не могут сосредоточить свой «разум, витающий в облаках». Позже шотландский врач и путешественник Александр Крейтон проанализировал поведение группы детей, у которых наблюдались проблемы с концентрацией внимания. Такое расстройство он назвал «психической тревогой», указав в числе симптомов «болезненную чувствительность нервов». Интересно, что уже тогда Крейтон отметил: у каждого человека есть индивидуальный уровень внимательности и какой-то устойчивой нормы быть не может. Однако к детям с дефицитом внимания и гиперактивности требуется определенный педагогический подход. Александр Крейтон считал, что расстройство внимания может постепенно снижаться по мере взросления. К слову, гипотезы Крейтона касательно врожденного дефицита внимания подтверждают современные нейробиологи. Исследования проблемы активно проводятся в течение последних 50 лет. Правда, в отличие от Крейтона, они считают, что подобные нарушения в детском развитии переходят во взрослую жизнь. До сих пор СДВГ остается спорным расстройством. Один из центральных вопросов — стоит ли воспринимать синдром дефицита внимания и гиперактивности как заболевание или это все же стиль жизни. Изучать СДВГ вне клинического контекста, например, предлагали исследователи Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти.
По появляются на свет от 70 до 120 тысяч детей с СДВГ.
Что касается взрослых, по данным американского исследования, распространенность СДВГ среди лиц от 18 до 44 лет составляет 4,4 процента. При использовании диагностических критериев Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) СДВГ может быть диагностирован у двух процентов взрослого населения.
Тем не менее одна из главных проблем состоит в диагностике СДВГ. По словам психиатра Димитроса Пашоса, не существует описания типичного пациента с синдромом дефицита внимания. Каждый случай индивидуален, поэтому важно не перепутать расстройство с другими нарушениями вроде аутизма или тревожности. Специалист отметил, что с появлением больших объемов информации об СВДГ это расстройство стало своего рода трендом.
Иногда родители уходят в крайность и списывают проявления СДВГ на невоспитанность своего ребенка или лень, отмечает в беседе с «Лентой.ру» клинический психолог Елизавета Деменштейн.
«Способный, но ленивый» — это токсичный миф! Можно пересчитать по пальцам людей с СДВГ и его симптомами, которых хотя бы раз не обвиняли в лени. Многие из них стали верить в такое описание себя — сложно не верить, когда ребенок слышит, что он ленивый, от родителей, воспитателей и учителей. А потом еще и во взрослом возрасте — от близких и общества Елизавета Деменштейн клинический психолог
Но это не так, отмечает эксперт. «СДВГ-шники вовсе не ленивые. То, что все вокруг называют ленью, как мы уже знаем, — особенности работы мозга. В экстремальных случаях за этим может скрываться СДВГ-выгорание», — подчеркнула психолог.
Причины
По Михаила Ломоносова, при СДВГ меняется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга, а ведь именно они играют ключевую роль в регуляции поведения и отвечают за контроль.
Таким образом, нарушаются связи между левым и правым полушарием, что приводит к «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур». Толчок к этому могут дать самые разные факторы.
Генетическая предрасположенность
Специалисты Медико-генетического научного центра РАМН и факультета психологии МГУ уверены: единую причину возникновения заболевания выявить не удается и, похоже, не удастся никогда. Западные же ученые предполагают, что на 80 процентов возникновение СДВГ связано с генетической предрасположенностью.
На 30 % возрастает риск развития гиперактивности у ребенка, если его близкие родственники имели в детстве аналогичные проблемы
Сложная беременность
В 50 процентах случаев ведущую роль в развитии СДВГ играют условия течения беременности:
плод страдает от недостатка кислорода, от того, что мать курит и плохо питается; стресс, угроза прерывания беременности; преждевременные, скоротечные или затяжные роды; стимуляция родовой деятельности, недоношенность.
Ошибки в воспитании
Также в числе причин развития СДВГ можно назвать ошибки в воспитании и нездоровую обстановку в семье — частые конфликты, излишнюю строгость к детям и другие факторы, которые как минимум усиливают симптомы уже имеющегося расстройства:
разные подходы к воспитанию у мамы, папы, других членов семьи и учителей, которые много времени проводят с ребенком; непоследовательность требований, когда ребенок не успевает адаптироваться к постоянно меняющимся правилам; отсутствие у родителей навыков управления агрессией и неумение привить их своему ребенку; слабая эмоциональная связь: гиперактивные дети порой утомляют даже самых близких членов семьи, из-за чего им может не хватать родительского тепла. Тогда ребенок может начать вести себя еще активнее, чтобы привлечь внимание; бесконтрольное использование гаджетов в детском возрасте.
Симптомы
Симптомы СДВГ могут проявляться в различных формах. Как правило, на наличие синдрома указывают следующие три признака:
Дефицит внимания. Речь идет о сниженной концентрации внимания в процессе выполнения повседневных задач. Однако в некоторых занятиях может быть гиперфокус, например, если человек сильно увлечен процессом. Так, дети с СДВГ могут по несколько часов собирать модели из конструктора, но стоит их отвлечь на рисование — концентрации внимания хватит на несколько минут; Импульсивность. Иными словами, недостаток терпения. Если человек с СДВГ чего-то хочет, он должен получить это прямо сейчас. Такие люди не любят ждать и не желают мириться со словом «надо». Причем как только одна потребность удовлетворяется, почти мгновенно появляется новая. В школе импульсивные дети, как правило, выкрикивают на уроках и перебивают учителя. Взрослым также трудно сдержать порыв и не высказать мысль; Гиперактивность. Иногда люди с СДВГ испытывают потребность встать и пройтись прямо во время урока или в другой неуместной ситуации. Они крутят в руках предметы, раскачиваются на стуле, постоянно меняют позы, суетятся и наводят шум вокруг себя.
В связи с этим выделяют три подвида СДВГ:
Первый — с преобладанием дефицита внимания, когда человек испытывает проблемы с концентрацией и памятью; Второй — с преобладанием импульсивности, когда человеку трудно сдерживать эмоциональные порывы и долгое время находиться в одной позе; Третий — смешанный, этому типу присущи признаки первых двух. Считается, что именно третий тип СДВГ встречается чаще всего.
Симптомы СДВГ могут стать причиной нарушений сна. Когда человек с этим синдромом ложится спать, в его мозгу продолжается активная деятельность, из-за чего он может еще долго размышлять о чем угодно: размерах планет Солнечной системы, истории Римской империи, событиях завтрашнего дня и так далее.
Нередко люди с СДВГ страдают от головных болей. Наблюдения Николая Пирогова считают, что головная боль — это лишь следствие проблем с концентрацией внимания, стресса на фоне неуспеваемости в школе и других состояний, связанных с СДВГ.
В числе дополнительных симптомов СДВГ у детей можно выделить:
нарушения тонких движений: завязывания шнурков, раскрашивания, письма и рисования, пользования ножницами; нарушения равновесия: детям с СДВГ трудно кататься на велосипеде или коньках; нарушения пространственной координации: когда человек, например, неспособен к спортивным играм с мячом; повышенную агрессия: трудные отношения с одноклассниками, учителями и членами семьи ожесточают ребенка, из-за чего в силу своей энергии он может стать неуправляемым.
Елизавета Деменштейн отмечает, что симптомы СДВГ у детей выявить намного легче, так как они менее адаптированы к социальным нормам.
Однако большие диагностические руководства, которые психиатры используют для постановки диагноза, включают СДВГ и в категорию взрослых диагнозов.
Тем не менее существует проблема — текущие диагностические критерии не отражают реального опыта взрослых людей с СДВГ. И это неудивительно, ведь они были разработаны для детей, что видно по некоторым формулировкам, например, «не может играть спокойно», — подчеркнула Елизавета Деменштейн.
Эти формулировки плохо переносятся на взрослых и ограничивают точную оценку наличия СДВГ у взрослых. Более того, указанные в справочниках симптомы СДВГ никогда не были подтверждены в исследованиях с участием людей старше 16 лет. Все исследования взрослых проводились с использованием видоизмененных версий детских диагностических критериев Елизавета Деменштейн клинический психолог
«Так, DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания — прим. «Ленты.ру)» не дает точного представления об СДВГ, поскольку в его диагностических критериях СДВГ не рассматривается нарушение исполнительных функций, а сейчас его признают главным объяснением природы заболевания. Это ограничение сужает понимание СДВГ до простого дефицита внимания и гиперактивности и мешает врачам видеть более широкий спектр нарушений. А ведь они распространяются на восприятие времени, рабочую память, эмоциональную регуляцию, самомотивацию, планирование, низкую самооценку, решение проблем и другие важные функции, которые официально не ассоциируются с СДВГ», — поделилась эксперт.
Елизавета Деменштейн предложила перечень критериев с опорой на работы Рассела Баркли, Рассела Рэмзи, Эдварда Хэллоуэлла и Ари Такмана, которым могут воспользоваться взрослые для самодиагностики.
Симптомы СДВГ у взрослых
Импульсивность
Вы часто перебиваете людей. Вы принимаете необдуманные решения и делаете поспешные выводы. Вам невыносимо сложно ждать своей очереди. Вы импульсивно начинаете проекты, не обдумав все шаги, разочаровываетесь или скучаете, а затем также импульсивно бросаете проект или задачу.
Отвлекаемость
Вам очень трудно игнорировать не относящиеся к делу шумы, разговоры или визуальные стимулы вокруг. Вам кажется невозможным отгородиться от ненужных мыслей в голове и сосредоточиться на самом важном: на задаче, которая стоит перед вами. Вы просто не можете доделать задачу — вас постоянно отвлекает что-то более интересное.
Эмоциональная дисрегуляция
Вы бываете взрывным, непредсказуемым. Кажется, что вы чувствуете эмоции сильнее, чем окружающие вас люди — иногда вы реагируете на события интенсивнее, чем предполагает ситуация: если грустно — то до истерики, если злит — то до драки.
Беспокойство
Вы постоянно ерзаете, постукиваете ногой или карандашом, вам трудно усидеть на месте. Ваши мысли бегут со скоростью 100 км/ч: вы слишком быстро думаете, реагируете, водите машину, говорите и действуете.
Слепота во времени
Вы не можете точно оценить, сколько времени займет выполнение задачи. Вы всегда опаздываете, так как обычно думаете, что у вас больше времени, чем есть на самом деле. Вы затягиваете или откладываете выполнение дел до последней минуты. Вами управляет настоящее — будущее кажется очень туманным.
Погоня за дофамином
Любимый режим вашего мозга: если тебе хочется, сделай это. Вам очень сложно отложить краткосрочное удовольствие ради долгосрочного вознаграждения. Вы не можете заставить себя делать то, что не любите. Вы не переносите скуку: от утомительных, рутинных дел вам не хочется жить.
Дефицит рабочей памяти
Вы начинаете что-то делать, отвлекаетесь и не помните, что нужно к этому вернуться. Вы не держите в голове свои цели достаточно долго, чтобы придерживаться их.
Сложности с самоорганизацией
Вы не можете организовать свои мысли, эмоции, задачи, график, финансы, дом, машину, отношения и все остальное. Вам трудно составлять план и следовать пошаговым инструкциям. Вы не умеете расставлять приоритеты, потому что все кажется важным.
Трудности с саморефлексией
Вы стараетесь измениться, но ничего не получается по непонятным для вас причинам. Вы не можете систематизировать свое поведение с течением времени: отследить и запомнить точки роста.
Дефицит самомотивации
Вам трудно мотивировать себя на то, чтобы продолжать работу над проектом и довести его до конца. Вы не можете упорно заниматься неинтересными, но нужными делами — чтобы завершить задачу, вам нужен срок или серьезные последствия.
Диагностика
По словам Елизаветы Деменштейн, диагностика СДВГ проводится в рамках интервью и наблюдения у психиатра. Специалист ставит диагноз по клиническим симптомам, перечисленным в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) и Международной классификации болезней (МКБ).
Никакая дополнительная диагностика СДВГ обычно не требуется. Нет никаких инструментальных или лабораторных обследований, которые показали бы нам, точно ли есть заболевание или нет Елизавета Деменштейн Клинический психолог
Эксперт дала несколько советов, как подготовиться к визиту врача и какие действия явно будут лишними.
Можно заранее собрать анамнез. Например, текстовый файл с вашими наблюдениями — краткий, перебарщивать не стоит. Или поспрашивать родных о вашем детстве и/или проявлениях СДВГ во взрослом возрасте. Что касается МРТ, в практике она неприменима, потому что нет четких, определимых на аппарате отличий, как работает мозг человека с СДВГ и, например, мозг с тревожным расстройством или аутизмом. То есть такие исследования могут что-то показать, но это не всегда будет соответствовать клинической картине. Как правило, МРТ назначают при подозрении на органическую патологию после травм, инсультов, при онкологии и прочем. По ЭЭГ подтвердить или опровергнуть СДВГ тоже нельзя. Ее обычно проводят для оценки эпилепсии — независимо от того, есть ли у человека СДВГ или нет. Патопсихологические исследования могут назначить, потому что в России есть такая привычка у врачей. Но и они не могут достоверно показать СДВГ.
Лечение и коррекция
Психотерапия
В числе наиболее эффективных техник психолог назвала метод Схема-терапии СДВГ. На то есть ряд причин:
люди с СДВГ часто имеют большой багаж неудач, опыт критики со стороны родителей и учителей, отвержения со стороны сверстников; ситуация усугубляется тем, что из-за недостаточной информированности многие получают диагноз уже во взрослом возрасте. При таком раскладе шанс того, что нейроотличный ребенок мог получить достаточное количество поддержки и необходимых навыков, стремится к нулю; все это часто приводит к формированию глубоко укорененных негативных убеждений о себе, мире и окружающих; СДВГ имеет очень высокую коморбидность, что усложняет терапию. Сопутствующие расстройства часто появляются из-за сформировавшихся негативных убеждений и отсутствия рабочих стратегий совладания с трудностями.
Схема-терапия — это подход из семейства КПТ, который работает с так называемыми ранними дезадаптивными схемами, объяснила эксперт. Схемы — это глубоко укорененные представления о себе, других и мире, которые формируются в детском возрасте в результате неудовлетворения базовых эмоциональных потребностей.
У людей с СДВГ часто чувствительный темперамент, они не всегда могут совладать с эмоциями. Получается грустное уравнение: негативный детский опыт + особенности темперамента = устойчивые эмоциональные и поведенческие трудности во взрослой жизни. Хорошая новость в том, что схема-терапия помогает осознать связь между проблемами в настоящем с опытом в детстве, а также изменить привычки, которые заставляют снова и снова переживать негативные эмоции Елизавета Деменштейн клинический психолог
Еще один действенный метод — АСТ-терапия, то есть терапия принятия и ответственности. Она помогает людям с СДВГ преодолевать страхи и двигаться к целям. «В отличие от когнитивно-поведенческой терапии, ACT не пытается изменить негативные мысли, но просит замечать и принимать их. КПТ может сосредоточиться на выявлении негативной мысли ("Я никому не нравлюсь"), а затем преобразовать ее в нечто более позитивное ("Может быть, я не нравлюсь некоторым людям, но другим нравлюсь"). ACT не соглашается с идеей о том, что мысли легко поддаются изменениям», — рассказала Елизавета Деменштейн.
Одна из главных проблем, о которых сообщают люди с СДВГ, — то, что они проводят слишком много времени в своих мыслях. Они смущены и обижены нейротипичным миром — людьми без расстройств и особенностей, — который их не понимает и не ценит. АСТ признает, что лозунг «это важно сделать» не мотивирует людей с СДВГ. Поэтому АСТ-методика решает проблему «витания в облаках», заставляя пациента сосредоточиться на ценностях, а не на важности или нужности задачи, чтобы стимулировать мотивацию, добавила психолог.
Ценности — это не то же самое, что важность или нужность. Вещи, которые мы ценим, — это вещи, в которые мы вложили наши эмоции. Мы заботимся об этих вещах. Они имеют значение для нас Елизавета Деменштейн клинический психолог
Техника терапии «Некролог» «В своей практике я прошу пациента написать собственный некролог, — чтобы сосредоточить его на своих ценностях. Некролог требует, чтобы вы отделили себя от повседневных требований и забот и задумались о вещах, которые для вас важнее всего. Это возможность выразить, как ваша жизнь могла бы измениться к лучшему: для вас самих, вашей семьи и сообщества, профессии и мира в целом», — поделилась психолог. Цель практики состоит в том, чтобы определить основные ценности человека, ответив на следующие вопросы: Что вас волнует? Во что вы вложили больше всего времени, энергии и эмоций? Что придает смысл вашей жизни? Что дает направление и цель? Некоторые люди ответят: «Семья». Для других это может быть установление рекорда или известность, память или восхищение, вера в Бога. Ответ будет разным для каждого человека и на разных этапах жизни. «Ценности, которых мы придерживаемся, возвращают нас на путь, когда мы спускаемся в кроличью нору в погоне за очередной "блестящей вещью". Ценности обуздывают страсти, которые в противном случае разрушили и захлестнули бы нас, и направляют их на конкретное действие. Во время сеанса ACT я делаю то, что может показаться странным при работе с людьми, которые сильно отвлекаются: я регулярно их прерываю. Заставляю их мобильники вибрировать каждые десять минут. Когда экран гаснет, я спрашиваю их, заняты ли они чем-то значимым или погнались за "блестящей вещью". Ценности человека говорят ему вернуться на путь и заняться тем, что его действительно волнует», — заключила Елизаветы Деменштейн.
Медикаментозное лечение
Атомоксетин — это первый препарат, который используют для коррекции проявлений СДВГ: гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Это ингибитор обратного захвата норадреналина, который повышает концентрацию в префронтальной коре — «штаб-квартире» исполнительных функций. Именно она позволяет нам планировать, действовать, запоминать, управлять вниманием и так далее, заметила психолог.
Принимать любые препараты для коррекции СДВГ можно только по назначению врача
Перед назначением атомоксетина психиатр обязательно должен опросить человека и узнать, есть ли у него хронические заболевания и жалобы, особенно связанные с сердцем и сосудами. Препарат может давать побочные эффекты в виде, например, тахикардии и повышения артериального давления.
«Но в целом это хорошее лекарство в плане переносимости. Исследования показывают, что его довольно редко перестают принимать из-за побочных эффектов. Самые частые: тошнота и другие симптомы, связанные с ЖКТ, головная боль, снижение аппетита, жажда и потливость», — рассказала психолог.
Советы людям с СДВГ
По словам Елизаветы Деменштейн, самые действенные советы для людей с СДВГ выделили исследователи СДВГ Эдвард Хэллоуэлл и Джон Рэйти. Их пять стратегий могут помочь человеку «обуздать» мозг и научиться использовать его потенциал.
Пять стратегий для людей с СДВГ
Переключайтесь из дефолт-системы. Мозг человека с СДВГ чаще вылетает в «режим автопилота», и переключиться в осознанный режим ему сложнее. В «автопилоте» человек с СДВГ не только не может фокусироваться на том, что важно, но и часто проваливается в негативные мысли о себе и мире. Чтобы перейти к осознанности, сделайте любое действие, которое вернет вас во внешний мир: погладьте питомца, протрите пыль, ответьте на сообщение. Налаживайте социальные связи. Налаживание связей — это фундамент стратегии управления СДВГ с акцентом на сильных сторонах человека. Люди с СДВГ любого возраста склонны к социальной изоляции, что может приводить к тревоге, стыду, плохой успеваемости и далее по списку. Страх и стыд, которые так часто сопутствуют СДВГ, — самые большие препятствия для обучения. Противоядие — безопасные отношения с другими. Выбирайте подходящие задачи. Обычно у людей с СДВГ есть одна-две сферы, в которых они проявляют исключительные способности. Если обнаружить эти таланты и интересы, вы сможете использовать суперсилу вашего мозга по назначению. Детям важно, чтобы взрослые умели правильно вовлечь их в задачи, используя интересные для ребенка компоненты. А взрослым — чтобы работа хоть как-то была связана с их интересами. Иначе им будет невыносимо скучно, а их эффективность будет падать. Организуйте подходящую среду. Внедряйте структуру в свою среду. Мозг с СДВГ поначалу будет ей сопротивляться, но есть секрет: начать с малого и настроиться на успех. Заведите список дел: сам процесс его составления укрепит важность пунктов в голове. Наладьте режим питания и сна и в целом стремитесь обуздать хаос во всех сферах жизни. Занимайтесь физической активностью. Людям с СДВГ особенно полезны упражнения на развитие баланса. Такие тренировки помогут снизить уровень стресса уже за восемь недель и уплотнить часть мозжечка, которая отвечает за обучение, память и эмоциональную регуляцию. Отлично подойдут боевые искусства или йога, которые способствуют развитию концентрации внимания и баланса. А некоторые ее виды еще и задействуют внимание и включают кардиоупражнения, которые приносят много любимого дофамина. Здесь, как и со структурой, поначалу может быть сложно. Действуйте маленькими шагами и не забывайте себя хвалить.
Контроль — это навык. Для людей с СДВГ — это сложно, но все же возможно освоить Елизавета Деменштейн клинический психолог
Советы родителям и педагогам
Успех терапии ребенка напрямую зависит от обстановки в семье и школе. Поэтому так важно дать ему поддержку и грамотно организовать процессы учебы. Здесь психолог также дала несколько рекомендаций:
Расставьте с ребенком приоритеты в школьных предметах и объеме выполнения домашнего задания — определите, какие из них важны для дальнейшего поступления в вуз или колледж, чтобы подтянуть успеваемость именно по ним; Повесьте над столом таблицу с расписанием, включите в телефоне напоминания — чтобы ребенок чувствовал временные рамки на выполнение каждого занятия. Если родителей нет дома, можно позвонить ребенку и напомнить о том, сколько времени прошло; Делайте домашние задания вместе с ребенком, научите его разделять большую задачу на более мелкие. В первую очередь работайте над продуктивностью, а не над аккуратностью. Фоном можно попробовать включить белый шум — многим детям он помогает сконцентрироваться; Придумайте систему поощрений и награждайте ребенка сразу после выполнения заданий. Заранее проговорите, в каких случаях поощрений не будет — вместо наказания; Если ребенок должен столкнуться с новой ситуацией или новым заданием — заранее обсудите правила поведения, морально подготовьте его к изменениям.
Школьных преподавателей обязательно нужно предупредить об особенностях ребенка и попросить, чтобы его сажали на первую парту, ближе к учителю и к доске. Также учителю стоит чаще обращаться напрямую к ребенку, можно даже класть руку на плечо, чтобы еще больше привлечь его внимание.
Сильные стороны людей СДВГ
«Мы много слышим о том, какие разрушительные последствия может иметь СДВГ: от соматического и ментального здоровья до безработицы, разводов и прочего. Но несмотря на все это, жить с СДВГ-шным мозгом может быть не так уж и плохо, конечно, при условии, что он оснащен навыками и помещен в подходящую среду», — заметила Елизавета Деменштейн.
По ее словам, люди с СДВГ отличаются такими положительными качествами, как энергичность, креативность и эмпатия. Эксперт в области СДВГ, психиатр и автор книги «Почему я отвлекаюсь» доктор Эдвард Хэллоуэлл известен своей адвокацией в пользу позитивных сторон СДВГ. Он предлагает взглянуть на то, что мы привыкли воспринимать как что-то негативное, под другим углом. Такой подход еще называют «зеркальные черты». Например:
Импульсивный — Креативный; Гиперактивный, беспокойный — Энергичный; Отвлекается — Видит связи там, где их не видят другие; Неорганизованный — Спонтанный; Упрямый — Упорный, не сдается; Непоследовательный — Генерирует много новых идей; Капризный — Чувствительный.
По мнению психолога, принять себя со своими особенностями, осознать и присвоить себе свои сильные стороны — ключ к счастливой успешной жизни. Эксперт перечислила главные преимущества людей с СДВГ.
Гиперфокус
Люди с СДВГ обладают способностью гиперфокусироваться, когда им что-то очень интересно или когда дедлайн буквально дышит им в спину.
Человек с СДВГ может быть сфокусирован настолько, что не замечает ничего и никого вокруг. Такой способности можно позавидовать — она позволяет выдать невероятный результат в кратчайшие сроки и мобилизоваться в ситуации стресса.
Восприимчивость и спонтанность
За нашей импульсивностью скрывается и интуиция. Люди с СДВГ могут подмечать вещи, которые не видят другие. И это, бесспорно, преимущество во многих профессиях. А еще импульсивность — это про предприимчивость. Люди с СДВГ часто обладают открытым умом, охотно пробуют новое.
Энергичность
Из-за симптома гиперактивности тяжело сидеть на уроках в школе — но во взрослом возрасте это может проявляться как мощный драйв в разных сферах. Неуемная энергия, направленная в интересное дело, дает заряд производительности и продуктивности. Особенно в паре с гиперфокусом.
Креативность и изобретательность
СДВГ дает человеку особый взгляд на мир и порой помогает придумывать новые интересные идеи и решения.
«Конечно, жизнь с СДВГ подкидывает набор вызовов, но, а какая нет? При этом мы совершенно точно можем жить полноценной жизнью и добиваться высот. Осознание сильных сторон само по себе может помочь преодолеть негативные качества и справляться со сложностями», — отметила Елизавета Деменштейн.
Если вам сложно в одиночку, вы можете обсудить это с близкими поддерживающими людьми — друзьями, семьей, терапевтом, заключила эксперт. Например, спросить, — какие классные стороны они в вас видят, и подумать, может ли это быть подарком вашего нейроотличного мозга.