Теория Денисовича
Директор красноярской фабрики елочных игрушек "Бирюсинка" Владимир Денисович пришел сюда работать 40 лет назад простым мастером и с тех пор, как он сам шутит, вся его жизнь — сплошной Новый год.
"Я окончил Сибирский технологический институт по специальности "Технология резины". На "Бирюсинке" тогда, в том числе, делали игрушки из латекса — это та же резина, поэтому, можно сказать, нашел работу по специальности. С тех пор так здесь и остался и ни разу не пожалел. Потому что мы создаем настоящий праздник, я бы даже сказал, что именно елочная игрушка способна скрепить семью", — говорит Владимир Владимирович.
Объясняет свою теорию Денисович просто: Новый год — семейный праздник именно потому, что готовится к нему вся семья вместе. "Одна из важных частей этой самой подготовки — наряжать елку. Мне уже за 70, но я до сих пор помню, как перед праздником мы ходили с мамой в "Детский мир", покупали игрушки — шары и фигурки. Потом дома папа переворачивал табуретку, ставил елку, и мы все вместе наряжали ее, а после Нового года аккуратно складывали игрушки в чемодан и убирали его на антресоль. И сейчас я достаю этот чемодан, беру те самые игрушки и у меня слезы на глазах, потому что я вспоминаю маму и свое детство. В этом есть какая-то доброта, теплота и даже те самые скрепы, которые делают нас сильнее", — рассуждает он.
Сегодня на елках у многих россиян висят игрушки от "Бирюсинки". Мастера фабрика в течение года вручную производят около 500 видов разных игрушек и отправляют их по всей России — от Владивостока до Калининграда. В год предприятие изготавливает до миллиона изделий — шары, сосульки, фигурки героев сказок, мультфильмов, представителей профессий, фрукты и даже национальные жилища народов Севера. Здесь каждый найдет все, что поможет создать свои семейные традиции.
Деревянные машинки и куклы из ткани
Артель по производству стеклянных игрушек была открыта в Красноярске в 1929 году. О том периоде мало известно. Тогда игрушку изготавливали семь местных умельцев и продавали на ярмарках в городах Енисейской Сибири — Красноярске, Енисейске, Минусинске.
В июне 1942 года приказом Иосифа Сталина исполнительный комитет Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся создал на базе этой артели комбинат игрушек и канцелярии.
"Это удивительно, конечно, что во время Великой Отечественной войны фабрику не только не закрыли или перепрофилировали под военные нужды, а, наоборот, поставили на поток производство игрушек, канцелярии, одежды. На это было несколько причин: в Сибирь переехало много эвакуированных, им надо было дать работу, чем-то занять. Да и считалось, что праздник у детей, пусть и скромный, должен быть при любых обстоятельствах", — говорит Денисович.
С 1942 по 1945 год на "Бирюсинке" (тогда фабрика называлась "Детская игрушка") делали пеналы и перьевые ручки, шили гимнастерки, а из остатков ткани рабочие мастерили небольших куколок.
"По такому же принципу из досок, которые остались от ящиков для снарядов, изготавливали игрушечные машинки. Несколько таких игрушек у нас потом долго хранилось. Могу сказать, что даже в войну люди старались сделать для детей что-то яркое, подходили с душой к работе. Где могли раскрашивали игрушки, шили наряды для куколок", — рассказывает директор фабрики.
После войны на "Бирюсинке" стали делать стеклянные елочные игрушки. Но тогда виды игрушек были стандартными, что объяснялось довольно просто.
"Много лет елочная игрушка считалась признаком буржуазности. В то время нельзя было делать изделия, напоминающие о Рождестве. Поэтому делали что-то простое и понятное — овощи, орехи, шары, сосульки, снеговиков", — говорит Денисович.
Раиса Андреевна Миндрина на "Бирюсинке" работает с 1969 года. Она занимается металлизацией изделий и вспоминает, что в советское время делали в основном шары. "Формовых игрушек — изделий в виде фигурок было мало. Раньше и способы изготовления были иные. Например, сейчас игрушка проходит металлизацию снаружи — она становится серебряного цвета и потом на эту основу художники уже наносят краску. А раньше серебро было внутри. Со временем такие изделия могли мутнеть. Но при этом на прочность стекла это не влияло. Многие игрушки с того времени у меня до сих пор на елке висят", — делится Раиса Андреевна.
Рядом с гжелью и хохломой
В СССР "Бирюсинка" выпускала игрушек на 1 млн рублей в год. "Это были приличные деньги. Игрушки поставлялись в магазины по всему Союзу", — говорит Денисович. Уже в 1990-е годы фабрика стала закрытым акционерным обществом и несмотря на непростые времена ни на день не забросила производство елочных украшений.
В начале 2000-х годов в истории фабрики случилось одно из важных событий — елочная игрушка ручной работы от "Бирюсинки" единственная в Сибири получала статус народного художественного промысла (НХП) и стала в один ряд с палехом, гжелью и хохломой.
"Получить этот статус было непросто. По закону народному промыслу надо иметь многолетнее место бытования (место, где устроено производство — прим. ТАСС). Нашу фабрику в 1942 году построили очень быстро — буквально за считанные месяцы. Делали из того, что под рукой было. У нас, например, до сих пор на производстве стоят демидовские рельсы. Понятно, что конкурировать с гжелью, палехом, хохломой, которые имеют это самое место бытования еще со времен Петра I, трудно. Мы по сравнению с ними маленькая фабрика из Красноярска", — рассказывает Денисович.
Чтобы получить статус НХП, "Бирюсинке" пришлось выдержать строгий совет по народным промыслам при министерстве промышленности России. "В Совет входят художники хохломы, жостова, палеха и других. Они внимательно изучили наши игрушки и им понравилось. Тогда мы стали единственными за Уралом, кто был удостоен статуса народного художественного промысла", — поясняет директор "Бирюсинки".
От пластилина до яркого стекла — долгий путь игрушки
Художественный совет НХП тогда поразил сам процесс производства елочной игрушки на "Бирюсинке", где работают около ста человек. Прежде чем игрушка попадет на елку, она проходит несколько сложных этапов. Бывает, что на производство всего одного шара уходит несколько дней — работа-то вся ручная.
Владимир Денисович с удовольствие водит нас по цехам "Бирюсинки" и показывает, какой путь проходит игрушка. Начинается все в мастерской художника фабрики Сергея Михайловича Лавренова. Он известный в Красноярске керамист, всегда работавший с большими формами, теперь на "Бирюсинке" создает миниатюрные игрушки.
"Здесь я работаю уже пять лет и, конечно, "Бирюсинка" моя отдушина. Я занимался керамикой и скульптурой. У меня были работы по два метра и больше. А тут вдруг маленькие звери, герои мультфильмов", — делится Лавренов и тут же достает из кармана пластилиновую фигурку медведя из сказки "Разные колеса", которая в будущем может стать игрушкой.
"У елочного украшения долгий путь. Сначала мы лепим будущую фигурку в пластилине, потом переводим ее в гипс. При этом надо сделать игрушку максимально узнаваемой. Сейчас, например, я работаю над серией "Бременские музыканты". Хочется, чтобы все сразу понимали, что это герои знаменитой сказки. Бывает, игрушка в пластилине лепится за один день, а бывает, за неделю", — поясняет Лавренов.
После того, как форма игрушки готова, начинается тонкая работа стеклодувов. Этой профессии не учит ни один вуз, мастерство передается на практике. "Здесь мастера разогревают заготовки до 900 градусов, обрубают лишнее и надувают шар. Работают голыми руками — это увеличивает точность производства. Дальше уже происходит настоящее волшебство — стеклодув выдувает игрушки разной формы", — поясняет директор фабрики.
После этого сложного процесса шар металлизируют, чтобы он стал блестящим, и окунают в специальный лак. Только потом игрушка попадает к художникам. На "Бирюсинке" 25 человек расписывают шары и фигурки. Художники рассказывают, что в зависимости от сложности рисунка в день можно расписать от 5 до 25 игрушек. Но есть и такие экземпляры, на роспись которых может уйти несколько дней. Например, шар с гроздьями рябины расписывается долго и кропотливо.
"Многим кажется, что сделать игрушки — это легко и просто. Вон китайский производитель из пластика штампует много разных вариантов. Зачем заморачиваться? А я вам так скажу: вы же в Новый год не пьете шампанское из пластиковых фужеров и не едите "Оливье" одноразовой вилкой? Вот и игрушки должны быть настоящие, с душой. Ведь каждая роспись шара уникальна — человек не может штамповать одно и то же, как машина", — уверен Денисович.
Авокадо, смайлик в маске и наставники
Несмотря на свой солидный возраст, "Бирюсинка" старается каждый год удивлять своих покупателей. В разгар пандемии коронавируса в 2020 году на фабрике выпустили шары-смайлики в масках. "Хотелось хоть как-то порадовать людей в то время такими позитивными шарами. Спрос на них был очень большой, мы не успевали рисовать. Даже сейчас люди покупают наши игрушки в масках", — говорит Денисович.
После пандемии на "Бирюсинке" решили вернуть советскую традицию — делать игрушки в виде овощей и фруктов, но привнести в них современность. Так появилась "вкусная" серия — авокадо, гранат, апельсин, инжир, ананас. В 2023 года, когда в России был Год педагога и наставника, фабрика по эскизу ученицы красноярской начальной школы сделала фигурку "Наставник". А в этом году сделали героев сказки "Чиполлино" и, возможно, скоро появятся те самые Бременские музыканты, над которыми работает художник Сергей Лавренов.
Есть на "Бирюсинке" ещё одна необычная черта: только тут изготавливают игрушки в виде представителей многих профессий, причем не только обычные — врача, учителя, космонавта. "У нас есть, скажем, фигурка сотрудника ФСИН. Когда к нам приходил один из генералов этой службы, он был этим поражен. Сказал, что такого точно нигде не видел", — поясняет директор фабрики.
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне "Бирюсинка" планирует сделать особую коллекцию. "У меня родители фронтовики. Плюс сама "Бирюсинка", можно сказать, всю войну проработала, дарила людям радость. Только нам не хочется делать что-то очевидное — звезда, танк. Сейчас думаем, как интересно эту дату отразить в елочных игрушках, чтобы осталось на долгую память", — делится Владимир Денисович.
Игрушки от "Бирюсинки" уже много лет украшают главную елку страны в Кремле, а в последние годы они в рамках проекта "Елки России" были на ВДНХ и в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Однако, по словам Владимира Денисовича, главное для фабрики — это то, что самую красивую елку в мире сегодня может нарядить любая семья в России.