Андрей Максимов: У Песталоцци удивительная судьба, по ней можно снимать сериал
12 января педагогическая и прочая общественность НЕ отпраздновала очередной день рождения Иоганна Генриха Песталоцци.
Ну что, дорогие читатели "Российской газеты", любопытные вы мои, глянули уже, куда надо? Убедились, что у Песталоцци - некруглая дата: 279 лет со дня рождения. Спросили колумниста (то есть меня): "Некруглые даты, мол, не отмечаются, вы разве этого не знаете, автор? Нельзя, что ли, было еще годик подождать?"
Ну, во-первых, никто не знает, что будет через год. А во-вторых, если останется такая возможность, я бы и через год день рождения Песталоцци отметил. И вообще отмечал бы день рождения этого гения каждый год.
Когда я писал о нем книгу, я спрашивал всех учителей - подчеркиваю, учителей - кто такой Песталоцци? Как правило, мне отвечали: "Великий педагог". "Что же он такого сделал, - интересовался я, что дает нам право назвать его "гением педагогики?" Ни один учитель этого не знал. Можете себе представить?
У Иоганна Генриха Песталоцци была удивительная судьба, которая вполне тянет на то, чтобы по ней снимать сериал. Занятна даже причина, по которой он решил стать педагогом. Дело в том, что у Песталоцци был чудесный дедушка - сельский пастор. Он очень интересно рассказывал внуку о мире и о жизни. Маленький Иоганн Генрих вырос с ощущением, что познавать мир - интереснейшее занятие! А потом, как и все дети, он пошел в школу… И тут выяснялось, что учеба - это очень скучно. Тогда у Песталоцци родилась мечта: создать такую школу, в которой детям будет учиться так же интересно, как ему самому было у дедушки.
Что дает нам право назвать Песталоцци "гением педагогики?" Ни один учитель этого не знал. Можете себе представить?
Первую такую школу он создал… в собственном доме. Представляете? В ту пору Песталоцци только женился (о! это отдельная поразительная история любви, но в колонке обо всем не расскажешь), у него родился сын… И вот в свой собственный дом, где к тому же живет маленький ребенок, Иоганн Генрих приводит детей и ставит жену перед фактом: "Теперь у нас не просто дом, но - школа".
Надо заметить, что супруга его всегда поддерживала мужа. Был такой момент, когда все общество ополчилось на Песталоцци за его странные "педагогические выходки" и объявило его сумасшедшим. Если бы жена Анна (которая, к слову, была старше мужа на восемь лет и с которой он прожил всю жизнь) подтвердила, что муж не в себе, Песталоцци забрали бы в сумасшедший дом. Анна была рядом с мужем всегда. Даже после своей смерти: она оставила все свои сбережения на развитие главного дела супруга: Ивертонского университета.
Та, первая, школа развалилась довольно быстро. Потом другая. Песталоцци был гением педагогики, но не бизнесменом: проекты его не выживали. Он даже поругался по этому поводу не с кем-нибудь, а с самим Наполеоном. Чтобы заработать на жизнь, Песталоцци стал писателем, между прочим, одним из самых знаменитых в Европе. За писательское творчество его сделали почетным гражданином Франции. О чем сочинял свою прозу гений педагогики? О воспитании, разумеется.
Только в пятьдесят пять лет (!) Песталоцци получил возможность стать учителем. А потом создал Ивертонский университет, который постепенно превратился в самое знаменитое учебное учреждение Европы. Жизнь его, полная приключений, вознесла его на педагогический Олимп.
И все-таки, в чем же был гений Песталоцци? Мы не всегда отдаем себе отчет в том, что великие педагоги, равно как, например, великие физики, химики или математики, тоже совершают открытия. Главное - но не единственное! - открытие Иоганна Генриха Песталоцци: принцип природосоответствия. На этом принципе строили свою практическую и теоретическую работу все великие педагоги после него.
Песталоцци считал: опыт - это то, что можно только выстрадать самому. Значит, надо поставить ребенка в такие условия, чтобы он приобрел опыт
Что это значит? Если попросту: Песталоцци утверждал, что нельзя всех учить всему. Школы, где так поставлено дело, он называл антипсихологическими. Надо учить ребенка тому, что соответствует его природе, и только в этом случае можно получить результат. Я сформулировал этот принцип так: сначала изучи - потом обучай. Нельзя учить ребенка, не поняв его, не разгадав данный ему природой талант. А талант к чему-то есть у каждого. Надо только помочь его раскрыть.
Мы изучаем ребенка, понимаем его склонности, а потом развиваем эти склонности, - схематично говоря, Песталоцци действовал так. Подчеркиваю: действовал, а не просто теоретизировал. Все его школы и потом Ивертонский университет работали по такому принципу.
Или еще. Песталоцци считал: опыт - это то, что нельзя передать, а можно только выстрадать самому. Значит, надо поставить ребенка в такие условия, чтобы он приобрел опыт, который кажется взрослым необходимым.
Например, отучая своего любимого, в ту пору четырехлетнего, сына хватать все со стола и полок, Иоганн Генрих ставил перед ним горячую железную кружку или только что сваренное яйцо. Сын даже обжегся пару раз, но перестал что-либо хватать.
Это ведь тоже очень важно. Нам, родителям, все время хочется подложить травку, чтобы чадо не ушиблось, падая. А оно падает в другом месте… Эх! Пока ребенок сам не обожжется - глупо его предупреждать об опасности: не услышит. Понятно, что здесь тоже есть рамки разумного, но - повторю - вывод о том, что опыт приобретается жизнью, а не родительскими поучениями, очень важен.
С днем рождения, великий гений педагогики! Я написал о Вас две книги, но не перестаю удивляться всему, что Вы надумали и сделали. И так хочется свое удивление и восхищение передать всем.