"Чужие письма" по сценарию Натальи Рязанцевой. Режиссёр Андрей Цисарук. Театр "Практика". Малый зал.
Несмотря на то, что основные посетители театра "Практика" – люди молодые (от 20 до 30), на этот раз в зале было большинство возрастных зрителей. И дело здесь вовсе не в том, что в основу лег сценарий Натальи Рязанцевой к одноименному советскому фильму, снятому 50 лет назад. Дело здесь, в первую очередь, в подаче. Сам режиссер так высказывался о своей работе: "Работая над спектаклем, нам интересно соединить ностальгию по советским идеалам с нервом современных подростков". Получилось ли? Да, конечно, на все 100 процентов. Я увидел и ностальгию, и нерв. Но все-таки советских идеалов на сцене было гораздо больше. Может быть, поэтому подростки и молодежь охотнее посещают другой спектакль "Практики" – "Расскажи мне про Гренландию". (Учитывая колоссальную актуальность темы Гренландии в последние месяцы). Вот там яркость, драйв, там в зале в основном вчерашние школьники! "Чужие письма" – спектакль в серых пастельных тонах, гораздо более сдержанный, спокойный. Образ учительницы в "Гренландии" (Мария Карпова) – энергичный, нервный, вдохновляющий на какие-то поступки. Педагог же в "Чужих письмах" (Вероника Вернадская) – полная противоположность, уставшая, замученная женщина, не способная разобраться в самой себе. Но именно этот образ здесь максимально уместен. Буквально с первой сцены у меня возникло ощущение, что я попал в настоящее советское кино. И я не зритель! Я прямо сейчас присутствую в школьном классе на уроке литературы, и вокруг меня действительно все советское. Как по форме, так и по духу. В определенный момент я даже ощутил себя массовкой из фильмов "Расписание на послезавтра" или "Доживем до понедельника". Несмотря на то, что актеры – молодые, они очень тонко уловили нерв советских киногероев. Верю ли я, что передо мной советская провинциальная школьная учительница, неблагополучная девочка, заезжий столичный художник? Верю ли я, что действие происходит в глухой советской провинции? Да! Конечно! Несмотря на откровенную простоту декораций (браво, художник постановщик Ольга Галицкая), эпоха передана идеально. Фактически, центром композиции является огромная серая школьная доска, на которой периодически появляются простые и примитивные рисунки, символизирующие окно, дорогу и многое другое. Передо мной действительно советская школа, ровно такая, как ее показывают в кино. В спектакле много различных символов, но он крайне реалистичен, честен. При этом без традиционного советского морализаторства, без выворачивания грязного белья. Да, перед нами показана серьезная жизненная проблема – девятиклассница из неблагополучной семьи нагло вторгается в личную жизнь своей учительницы литературы, которая её приютила. Но режиссер никого не осуждает, не делает из этого драму, даже не ставит вопрос – а хорошо ли поступила школьница или нет? Каждый должен найти ответ сам. Великолепно подобран образ школьницы Зины Бегунковой (в спектакле два состава, в моём случае её исполняла Светлана Николаева). Просто, честно, откровенно. Я не знаю биографию актрисы, но полное ощущение, что буквально вчера неблагополучную девочку привезли из советской глубинки и вывели на сцену. Несомненно, одна из лучших актерских работ нынешнего сезона. Также стоит отметить музыку. Отличное сочетание современных оригинальных мелодий (композитор Василий Тонковидов) и советских шлягеров. И это несмотря на то, что наиболее яркая музыкальная композиция (сцена на танцах) написана в совсем не советском психоделическом стиле. Но легло великолепно. А короткие вкрапления мелодий Юрия Антонова (и не только) добавляли максимум присутствия в эпохе. В общем, для людей возраста 50+ спектакль самое то. Действительно, приятно хотя бы на час оказаться в школе, в которой мы все учились, среди людей, с которыми мы учились. Вот – самая настоящая школьная завуч, вот наши школьные товарищи (школьники формально являются массовкой, но у каждого из них свой четкий проработанный образ – в каждом классе были такие). Единственное – жаль, что в зале были в основном люди моего возраста. Учитывая желание режиссера объединить людей двух поколений. Позвал бы я на этот спектакль подростков? Конечно! С категорией 12 + я бы поспорил. Поднятая проблематика будет просто непонятна двенадцатилетним детям. Но начиная с 14 лет – оптимально. На месте руководства театра я бы вообще организовывал показ подряд двух спектаклей: "Чужих писем" и "Расскажи мне про Гренландию" (благо, они идут в разных залах), а затем бы устраивал обсуждение. Именно для школьников. Чтобы они могли сравнить двух учительниц, два класса, две проблематики из разных времен. Да, многое есть смысл обсудить. Жаль, что именно этих зрителей в зале как раз и не было. Почему? Может быть, потому, что спектакль начинается в 20.00? Не исключено. Конечно, я не думаю, что руководство театра пойдет на предложенный мной эксперимент. Но зрители же могут устроить его и сами! Крайне рекомендую зрителям, у которых есть дети (и внуки) 14+, посетить и то, и другое. Посмотрев "Гренландию", взрослые лучше поймут подростков, посмотрев "Чужие письма" – подростки лучше поймут взрослых. А "Счастье – это когда тебя понимают"! Ведь именно так было сказано в прекрасном советском фильме про школьников "Доживем до понедельника".