Уральский психолог дала советы, как помочь школьникам в первые дни учёбы после праздников
За долгие новогодние праздники многие школьники запросто отвыкают от учёбы и сбивают режим. Из-за этого ребятам сложнее вновь адаптироваться к процессу и настроить себя на новую четверть. Психолог «УГМК-Здоровье» Полина Буторина рассказала ИА «Уральский меридиан», с чем приходится справляться детям в первые дни учёбы, сколько обычно длится адаптация, и какие ошибки чаще всего совершают родители.
Дети, которые возвращаются к учёбе после продолжительного перерыва, могут столкнуться с рядом проблем:
Трудности с адаптацией. После длительного отдыха детям может быть сложно вернуться к режиму и постоянной нагрузке. Проблемы с концентрацией внимания. Ребята могут испытывать трудности с сосредоточением на уроках, что связано с привыканием к учебному процессу. Утрата учебных навыков. Из-за длительного перерыва дети могут забыть материал, который они изучали до отдыха, и потребуется время, чтобы восстановить эти знания. Эмоциональные проблемы. Возвращение в школу может вызывать у некоторых стресс, тревогу или даже депрессию, особенно если каникулы были слишком долгими, или если у ребенка были проблемы в школе до отдыха. Низкая мотивация. После продолжительного отдыха у школьников может снизиться интерес к учебе, и им потребуется время, чтобы вернуться к прежней мотивации и желанию учиться.
Ребята, которые находятся в начальной школе, обычно могут адаптироваться быстрее, в то время как старшеклассники часто испытывают более сложные проблемы, связанные с социальными и учебными нагрузками. Чем дольше был отдых, тем больше времени может понадобиться на восстановление привычного ритма. В среднем адаптация длится от 2 недель до месяца.
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»
Помочь мягко адаптироваться к учебному процессу ребятам могут их родители. Вот несколько простых шагов:
Обсудить изменения и ожидания. Разговор с ребёнком о возвращении в школу помогает уменьшить тревогу. Обсудите расписание, возможные изменения в классе или учителях, чтобы ребёнок знал, чего ожидать. Постепенно возвращаться к учебному ритму. Можно постепенно увеличивать время, посвящённое учёбе, чтению или выполнению заданий, чтобы ребёнок адаптировался к школьному ритму. Установить регулярный режим сна и питания. Возвращение к стабильному расписанию очень важно для нормализации внутреннего ритма. Поставьте цель, чтобы ребёнок ложился спать и вставал в одно и то же время. Это поможет избежать усталости и раздражительности. Показать интерес к школьным делам. Спрашивайте о том, как прошли дни в школе, что нового узнали, что было интересного. Это поможет ребёнку почувствовать поддержку и заинтересованность. Слушайте и будьте терпимыми. Важно выслушать переживания ребёнка, не критиковать его за ошибки или трудности. Обсуждение проблем и эмоций помогает снизить уровень тревожности. Поощряйте и хвалите. Даже за небольшие успехи в первые дни важно хвалить ребёнка, чтобы укрепить его уверенность.
При этом в первые недели учебы родителям важно избегать ряда ошибок, которые могут ухудшить процесс адаптации школьника. Вот основные из них:
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»
Погружение в учёбу с головой. Нельзя сразу после каникул начать требовать от ребёнка максимальной концентрации и выполнения всех домашних заданий без перерывов.
Почему это ошибка: ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к учебному режиму. Переутомление в первые недели может привести к стрессу, усталости и даже выгоранию.
Решение: давайте время на адаптацию, соблюдая баланс между учебой и отдыхом. В первые недели лучше уменьшить объём работы.
Игнорирование эмоционального состояния ребёнка. Нельзя не обращать внимания на эмоциональное состояние ребёнка и не обсуждать с ним переживания, связанные с возвращением в школу.
Почему это ошибка: если ребёнок чувствует стресс или тревогу, это может негативно сказаться на его учёбе и самооценке. Не все дети легко адаптируются к школе после перерыва.
Решение: важно регулярно разговаривать с ребёнком о его чувствах. Поддержка, внимание к его переживаниям и нахождение решений для возникающих проблем помогут ему чувствовать себя более уверенно.
Излишняя критика и давление. Не стоит указывать на каждую ошибку, сильно критиковать за неудачи или недочёты в учебе.
Почему это ошибка: в первые недели учебы ребёнок может чувствовать себя неуверенно. Излишняя критика может привести к снижению мотивации и развитию тревожности.
Решение: хвалите ребёнка за усилия, даже если результат не идеален. Подчёркивайте положительные моменты, а ошибки используйте как возможность для обучения и роста.
Сравнение с другими детьми. Нельзя сравнивать своего ребёнка с одноклассниками, особенно если тот испытывает трудности в адаптации или не справляется с материалом.
Почему это ошибка: каждому ребёнку требуется своё время для адаптации. Сравнение может привести к чувству неполноценности и снижению мотивации.
Решение: помогите ребёнку осознать, что каждый человек учится в своём темпе, и что важно не конкурировать, а двигаться вперёд с учётом своих особенностей.
Недооценка социальной адаптации. Нельзя игнорировать важность социальных аспектов школьной жизни, например, общения с одноклассниками.
Почему это ошибка: социальная адаптация также важна, как и учебная. Если у ребёнка возникают трудности в общении, это может повлиять на его общее эмоциональное состояние.
Решение: помогите ребёнку наладить отношения с одноклассниками и учителями. Участие в школьных мероприятиях или встречах с друзьями помогает ребёнку быстрее адаптироваться и чувствовать себя комфортнее в коллективе.
Существует несколько лайфхаков и ритуалов, которые могут помочь школьнику адаптироваться к учебному процессу быстрее и с наименьшим стрессом. Эти простые и эффективные практики позволят улучшить не только учебные результаты, но и эмоциональное состояние ребёнка.
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»
Ежедневный утренний ритуал. Это может быть совместный завтрак, лёгкая физическая активность или спокойное времяпрепровождение перед школой. Например, можно практиковать утреннюю зарядку, обсуждать план на день или слушать успокаивающую музыку. «Школьные ужины» или семейные обсуждения. Вечером после школы обсудите с ребёнком, что ему понравилось, что не получилось, какие трудности возникли. Превратите этот разговор в традицию, например, каждый вечер задавая конкретные вопросы: «Что тебя сегодня порадовало?» или «Что было самым трудным на уроках?». Мини-цели и награды. Вводите систему маленьких целей и поощрений. Например, после выполнения домашнего задания можно разрешить ребёнку выбрать вечернюю активность. Поставьте перед ребёнком небольшие задачи (например, выучить одну главу или сделать три задания) и вознаграждайте его за достижения – любимым фильмом, прогулкой. Использование плана или расписания. Помогите ребёнку составить расписание на день или неделю, в котором будут чётко обозначены не только учебные, но и отдых, хобби и другие активности. Чёткое расписание помогает организовать время, уменьшает стресс от неопределённости и помогает ребёнку чувствовать контроль над своей деятельностью.
Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»
Поддержка через общие семейные активности. Вместе с семьёй устраивайте еженедельные активности, такие как походы в кино, семейные игры, походы на природу. Регулярно планируйте время для активного отдыха всей семьёй – совместные прогулки, спортивные игры или даже занятия рукоделием.
Эти простые ритуалы и лайфхаки помогают снизить стресс, поддержать мотивацию ребёнка и ускорить процесс адаптации к учебному процессу. Главное – поддерживать баланс между учёбой и отдыхом, и ребёнок быстро почувствует себя уверенно в школьной жизни.
Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что уральские школьники, если не сдадут ОГЭ, смогут получить профессию бесплатно. С 2025 года программа начнет работать в пилотном режиме.