Каким было в Екатеринбурге XVIII-XIX веков среднее образование
Школьникам XIX века серьезно доставалось за непослушание и невыученные уроки. Детей пороли ивовыми розгами, могли просто приложиться рукой по щеке, голове или оттаскать за волосы и надрать за уши. Вот как выглядело наказание сразу нескольких учеников: они становились в круг, каждый брал соседа справа и слева за уши и по команде учителя тянул их вниз, внутрь круга. Это продолжалось до тех пор, пока с них не начинал литься пот. Удивительно, но обходилось без громкого плача, хотя, конечно, у всех на глаза наворачивались слезы: ребятишки стыдились показать себя неженкой.
По словам краеведа Анастасии Каримовой, гимназии сильно отличались от земских школ, которые принимали детей из малообеспеченных семей и содержались на средства органов местного самоуправления. Чтобы стать гимназистом, ребенок должен был иметь определенный багаж знаний. О сложности вступительных экзаменов говорит множество подготовительных курсов, появлявшихся в Екатеринбурге как грибы после дождя. Зато выпускникам элитных школ открывалась прямая дорога в университет. Историки подчеркивают: обучение обходилось дорого, но благодаря меценатам наиболее талантливые дети из бедных семей имели возможность получить образование в престижном учебном заведении. Гимназисты сдавали экзамены каждый год, при этом оценки им выставляли без оглядки на состоятельность родителей. Так же строго регламентировалась повседневная жизнь, особенно в учреждениях пансионного типа. Быт учеников Уральского горного училища описал исследователь Евгений Коротков.
"В шесть часов поутру надзиратель, спавший всегда при учениках, звонком из коридора давал знать о том, что пора вставать, - цитирует горного инженера и общественного деятеля Анастасия Каримова. - Не слыхавших звонка он, обходя кровати, осторожно будил. Каждый ученик, вставши, должен был привести свою койку в полный порядок и идти умываться. Те ученики, которые умылись и оделись в форму, застегнувшись на все пуговицы, выходили в коридор, где прогуливались в ожидании остальных. В восемь часов являлся учитель, читались молитвы перед учением, и до 11 часов шли занятия с перерывом на четверть часа при смене уроков и учителей. В 12 часов звонок приглашал в столовую, где для каждого воспитанника ставили приборы: три тарелки, нож, вилку, серебряную ложку и стакан. На столе стояли солидные графины с водой и квасом. Один из учеников по очереди читал предобеденную молитву, после которой все рассаживались группами за свои столы".
Коротков детально воспроизводит обеденное меню гимназистов: на первое щи или борщ, на второе жареное мясо с соусом или вареное с картофелем или морковью, на третье - молоко. По четвергам и воскресеньям давали пирожки с кашей, ливером либо с кислой капустой. В пост предлагали горошницу или "толстые щи" (из ячменной крупы), в праздники полагалась уха, каша или жареный картофель и квас, густой, как сусло.
В час дня ученики заполняли чертежный зал, делали копии чертежей для будущей практики или просто рисовали. Потом следовал перерыв, с трех до пяти шли занятия в классах с учителями, после чего учеников ждал "паужин" (прием пищи между обедом и ужином) - небольшой ломтик ржаного хлеба с солью и ключевая вода. Сам ужин состоял из супа без мяса и гречневой каши с маслом, черного хлеба и кваса.
Что касается обычных школ, краеведам удалось найти информацию о пяти, открывшихся почти одновременно с основанием Екатеринбурга: в 1724 году начала действовать школа арифметики, затем словесная школа. С 1735 года одна за другой появляются немецкая и латинская, а также школа знаменования, где учили рисовать и чертить.
- По подсчетам Короткова, в 1737 году учащихся в городе было немного: в словесной школе - 70, арифметической - 47, школе знаменования - 8, немецкой - 27. При Верх-Исетском заводе обучались 10 человек, Нижне-Уктусском - 8. На этих предприятиях ученикам давали только начальные знания, далее они могли перейти в школы при Екатеринбургском заводе, - продолжает рассказ Анастасия Каримова.
Главным мотором образовательной системы Урала того времени считается Василий Татищев, один из основателей Екатеринбурга. Он понимал, что развитие горнодобывающей и перерабатывающей промышленности невозможно без грамотных работников. Школы предполагали и профессиональную подготовку: дети учились распознавать по внешнему виду руду, определять ее состав, постигали азы механики и архитектуры, камнерезного и гранильного искусства, а также токарного, столярного и паяльного дела. Сделать образование массовым, как мечтал Татищев, так и не удалось: учеников, умеющих читать и писать, чаще всего забирали из школ заводы, катастрофически нуждавшиеся в кадрах. Об обучении девочек речь не шла вообще, женских школ не было до 1789 года, когда открыли малое народное училище, в котором проходили двухгодичный курс дети обоих полов. На успехах учеников сказывалось отсутствие учебных пособий: их с трудом доставляли гужевым транспортом, единичных экземпляров на всех не хватало. К тому же не по всем предметам находились педагоги, а имевшиеся не всегда умели доходчиво объяснить материал. Кстати, умникам и умницам полагались скромные стипендии. На них могли рассчитывать дети-сироты и малоимущие школьники, но выплачивали их нерегулярно.
- Сиротам и детям бедных родителей Татищев велел выдавать по 0,5 пуда ржаной муки в месяц и по одному рублю в год на одежду. Эта сумма и круг тех, кто ее получал, с годами менялись. В 1726 году довольствие увеличили до 1,5 пуда и двух рублей ученикам, чьи отцы ежегодно зарабатывали менее 30 рублей, - говорит Каримова.
Чтобы нанимать учителей, закупать учебные пособия, выбивать финансирование, школам того времени требовался сильный покровитель. После того как Татищева перевели из Екатеринбурга, достичь заметных результатов в этом направлении никому долго не удавалось. Кстати, по сведениям знатоков истории Екатеринбурга, в конце XIX - начале XX века учащиеся имели возможность заработать себе на пропитание честным трудом - многие учебные заведения старались дать основы портняжного, сапожного, переплетного, белошвейного и прачечного дела. Речь идет в том числе о Нуровском приюте, изначально рассчитанном на 30 детей, однако постепенно их количество увеличилось вдвое. Вскоре приют стал круглосуточным. Сейчас на его месте находится здание Уральского геологического музея.
- Девочки обшивали одноклассников и даже выполняли работы на заказ. Кроме того, при приюте работала кулинарная школа, которая даже приносила доход, предлагая относительно недорогие обеды, - дополняет Анастасия Каримова. - Другое образовательное учреждение для девушек из бедных семей в 1899 году открыла Мария Алексеева - гражданская жена писателя Мамина-Сибиряка. Воспитанницы обучались рукоделию, кулинарии, росписи по дереву, фарфору, шелку, а также садоводству и огородничеству.