Деление на два: Что думают педагоги о сокращении предметов на ОГЭ
Что будет, если девятиклассники, которые не собираются идти в 10 класс, будут сдавать на ОГЭ только два предмета - русский язык и математику? Законопроект с такой инициативой внесен в Госдуму.
Нынешний порядок требует от всех после девятого класса сдавать два обязательных предмета - русский язык и математику, и два - по выбору. "Пилотный" проект, сокращающий экзамены вдвое, хотят запустить уже в этом году в 5 регионах - Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Ростовской областях и Северной Осетии.
Что об этом думают эксперты?
Юлия Симакова, учитель математики Новосадовской школы "Территория успеха", Белгородская область:
- Мы сейчас много говорим о том, что падает мотивация к учебе у школьников. А этим законопроектом, мне кажется, мы как раз усилим падение интереса к изучению предметов. Более того, дети начнут их разделять на главные и второстепенные. Раз второстепенное, то и не нужно учить, и это будет большой проблемой для учителей. Считаю, что в школе дети получают определенный багаж знаний. И когда мы начинаем делить эти знания на "надо" и "не надо", мне кажется, мы лишаем их интеллектуальной красоты знаний. Они не достигают того необходимого уровня интеллектуального развития, чтобы понимать происходящие вокруг жизненные процессы. Ведь не только математика и русский помогают человеку быть развитым. Другие предметы обогащают его внутренний мир. Думаю, нужно оставить все как есть.
Ксения Бирюлина, представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей, советник директора по воспитанию Лицея №11, г. Ростов-на-Дону:
- Инициатива может снизить нагрузку и помочь детям сосредоточиться на основных предметах - русском языке и математике, которые являются базовыми. Это особенно актуально в условиях, когда многие ученики испытывают стресс из-за экзаменов. Кроме того, такой подход может помочь усовершенствовать систему оценивания и подготовки к экзаменам. В целом, эксперимент может стать интересным шагом к реформированию системы образования, но его результаты, безусловно, потребуют анализа.
Анна Титаренко, наставник-просветитель, учитель биологии школы № 50 им. Федорчука, г. Луганск:
- С одной стороны, такой шаг может снять нагрузку с учеников и учителей, позволив сфокусироваться на двух основных предметах - русском языке и математике, ведь эти предметы являются фундаментальными науками, которые необходимы для дальнейшего обучения и жизни. Но с другой стороны, система оценки знаний всегда должна быть сбалансированной и учитывать различные дисциплины, которые формируют всестороннее развитие ученика. Ограничение количества предметов для сдачи экзаменов после 9-го класса может привести к снижению общего уровня образования и изоляции учеников от других важных областей знаний.
Как учитель биологии я осознаю, что ученики будут делать упор на изучение основных предметов. Но ведь понимание биологических процессов - от экологии до медицины - играет критическую роль в формировании экологического сознания и понимания здоровья человека. Не только биология - все науки должны оставаться значимым компонентом учебного плана. Ведь одна из задач образования - формирование интереса к знаниям во всех областях, а не только в математике и русском языке.
Подобные эксперименты должны тщательно мониториться и оцениваться, чтобы понять, действительно ли они приводят к улучшению образовательного процесса или, напротив, создают новые проблемы.
Кстати
Ранее Минпросвещения определило даты сдачи и пересдачи ОГЭ. Согласно приказу министерства, досрочный период должен пройти с 22 апреля по 6 мая, а основной - с 21 мая по 16 июня.