Телефонные мошенники все чаще стали выбирать жертвами детей и подростков
В киберполиции и прокуратуре обращают внимание, что в последнее время все чаще жертвами телефонных мошенников становятся подростки и даже совсем маленькие дети. Мобильные телефоны сегодня есть практически у всех, и этим стали активно пользоваться аферисты, которые раньше были в основном нацелены на пожилых и наиболее доверчивых россиян.
"16-летней девочке позвонил мошенник, представился сотрудником учебного заведения, сообщил, что нужно привязать телефонный номер к личному кабинету госуслуг. По указанию афериста девочка продиктовала код, поступивший в сообщении. Затем злоумышленники направили ребенку смс якобы о взломе ее личного кабинета, после чего, пока родители были на работе, ей поочередно позвонили люди, представившиеся сотрудниками Росфинмониторинга и ФСБ. Под предлогом изобличения преступников они уговорили девочку провести мнимый обыск в квартире", - рассказали в столичной прокуратуре.
По видеосвязи она сообщила мошенникам о найденных дома сбережениях. Затем упаковала их в пакет, положила в рюкзак, накрыла тканью и передала прибывшему курьеру. При этом мошенники непрерывно поддерживали телефонную связь с подростком, запретили рассказывать ей о проводимой "операции" родителям, а также уговорили девочку самостоятельно вызвать курьера службы доставки.
Кроме того, во время "обыска" аферисты заметили ювелирные изделия. По указанию девочка отправила их службой доставки в Ульяновск, по адресу, продиктованному мошенниками. Общий ущерб превысил 700 тысяч рублей.
Чуть ранее 15-летняя школьница перевела мошенникам деньги мамы и бабушки. Девочке позвонила неизвестная и, представляясь сотрудником сотового оператора, сообщила, что необходимо закрепить за ней телефонный номер. Для этого нужно продиктовать свои паспортные данные, что несовершеннолетняя и сделала. Через некоторое время с девочкой связался якобы сотрудник портала госуслуг. Он сообщил о взломе личного кабинета и возможном хищении сбережений с родительских банковских карт.
По указанию телефонного афериста школьница взяла бабушкин телефон, зашла в мобильное приложение банка, перевела более 160 тысяч рублей себе на карту, а затем якобы на безопасные счета, номера которых ей диктовали мошенники. Спустя два дня аналогичным образом девочка перевела злоумышленникам 640 тысяч рублей с карты мамы.
"Мошенники становятся все изобретательнее в своих методах обмана доверчивых пользователей в интернете, среди которых дети, к сожалению, составляют наиболее уязвимую группу", - отметили в управлении МВД, занимающемся расследованием киберпреступлений (киберполиции).
Недавно 500 тысяч рублей мошенникам отдал 9-летний мальчик. Он пытался выиграть валюту в "Роблоксе". Для победы мальчик должен был "выполнить несколько простых заданий" на телефоне мамы. Вечером третьего января Жанна увидела, что ее сын Игорь пытался зайти в банковское приложение с ее телефона. Женщина забрала мобильный, чтобы зайти в личный кабинет, однако приложение и аккаунт уже были заблокированы.
Мальчик признался, что совершил несколько переводов некоему Ибрагиму. Он рассказал маме, что некоторое время назад нашел в мессенджере канал с розыгрышем валюты "Роблокса" и нажал кнопку "участвовать".
Еще одна схема, которой могут воспользоваться аферисты, - хищение денег под предлогом покупки различных улучшений для компьютерных игр. "Если вы разрешаете детям совершать незначительные покупки в интернете с вашей карты - объясните, что нельзя никому сообщать данные банковской карты, а также коды из смс", - рекомендуют киберполицейские.
11-летняя девочка нашла в одном из мессенджеров якобы сверстницу, которая предлагала купить персонажей для компьютерной игры. Девочка по указанию неизвестного отправила мошенникам номер банковской карты мамы, а затем продиктовала коды из смс. Впоследствии выяснилось, что с карты были совершены покупки на сумму более 400 тысяч рублей.
Также мошенники могут представляться знакомыми ребенка и под различными предлогами выманивать денежные средства. 12-летнему мальчику написал якобы знакомый и попросил продиктовать коды из смс. Аккаунт оказался "фейковым", а с карты мамы подростка похищено более 90 тысяч рублей.
Еще одну мошенническую схему с обманом детей выявили в компании Wildberries. Мошенники создают в мессенджерах фейковые аккаунты от имени популярных игровых блогеров. Потенциальная жертва получает сообщение с выгодным предложением - например, купить внутриигровые предметы по сниженной стоимости. Когда ребенок соглашается, его просят ввести данные карты родителей или логин и пароль от личного кабинета на маркетплейсе.