Два экзамена вместо четырех: зачем меняют правила сдачи ОГЭ?

Получить аттестат после девятого класса станет легче. Российские депутаты предложили вдвое сократить число обязательных предметов по ОГЭ. Если сейчас поступающим в средние специальные учебные заведения необходимо сдавать русский язык, математику и еще два предмета по выбору, то после принятия нововведений достаточно будет успешно сдать только первые две дисциплины. Документ внесен в Госдуму и предусматривает старт пилотного проекта уже в этом году в нескольких российских регионах. О плюсах и минусах инициативы MIR24.TV поговорил с экспертами в области образования.

С одной стороны, сокращение числа экзаменов призвано снизить стресс и давление на учеников, считает директор АНО ДПО «Национальный центр профориентации и карьерного консультирования, профориентолог Юлия Белоусова. Она предполагает, что в условиях, когда каждый экзамен становится настоящим испытанием, такое нововведение упростит обучение. Уменьшение нагрузки позволит сосредоточиться на главном и лучше подготовиться к сложным экзаменам по русскому языку и математике, добавляет спикер.

«Тот факт, что дополнительные предметы зачастую выбирались из тех, что легче сдать, делает инициативу оправданной. Зачем тратить время на подготовку и проведение самого экзамена, если результат очевиден и будет соответствовать годовой оценке по предмету?

С другой стороны, не всем свойственно в течение года показывать высокий результат, продолжает специалист. Наличие экзамена в конце года могло изменить ситуацию в лучшую сторону. Подготовка к экзамену по профильному предмету могла послужить основой для выбора профессии и учебного заведения. Часть выпускников, которые не уверены в своих возможностях, предпочтут покинуть стены школы после девятого класса только потому, что легко будет получить аттестат, считает Юлия Белоусова.

Неоднозначным эффектом от этого нововведения станет нагрузка на систему СПО (среднего профессионального образования), отмечает профориентолог. Насколько она готова к увеличению числа абитуриентов, покажет время. Сейчас ситуация остается сложной бюджетных мест не хватает. При этом снижение числа экзаменов может привести к увеличению и без того высокого среднего балла аттестата при поступлении, говорит специалист.

«Одно можно сказать точно: жизнь подростков, которые переходят в десятый класс, станет легче. Но легче не всегда качественнее. Инициатива никак не повлияет на детей, которые системно учились в школе. Для системы образования в целом введение практики с двумя экзаменами может обернуться снижением качества оценки усвоения знаний и увеличением конкурса для поступления в учреждения среднего профессионального образования, резюмирует Юлия Белоусова.

Тем временем эксперт по эффективным стратегиям поступления в вуз Марина Степанова уверена, что новый законопроект однозначно ухудшит ситуацию в образовании. Как отмечает специалист, ОГЭ не является причиной перегруженности детей. Проблема в неправильном планировании, неопределенности выбора будущей профессии, большого количества соблазнов в гаджетах и отсутствии популяризации образования.

По мнению эксперта, такое нововведение, помимо неизбежного снижения качества образования, имеет ряд и других отрицательных моментов.

«Придется искать альтернативные способы замены ОГЭ. Во многих школах в соответствии с правилами приема в классы с углубленным изучением предметов нужно иметь результаты вступительных испытаний по профильным предметам. Если отменят ОГЭ, то школам нужно будет разрабатывать свои экзаменационные материалы, платформы для тестирования и прочее. Уверена, что школы справятся. Но качество образования будет только страдать, так как вместо основной деятельности учитель опять будет придумывать «велосипед. И это опять «непрозрачная система поступления в профильные классы. Подготовиться к таким работам будет еще сложнее, так как неизвестно, где брать задания, что включает работа, какие ее критерии оценивания.

Кроме того, любой экзамен работает на будущее, добавляет эксперт. Дети в тонусе, понимают процедуру проведения экзамена банально отрабатывают умение заполнять бланки и ту часть, которая проверяется машинным способом. ОГЭ по конкретному предмету это в каком-то смысле репетиция ЕГЭ, уверена эксперт.

К тому же, при новом подходе может проявиться фактор субъективизма, предупреждает она. Если учитель успел сформировать негативное личное мнение о способностях ученика, то ОГЭ позволяло школьнику улучшить свою оценку в аттестате, поясняет специалист.

«Отмена ОГЭ по другим предметам это «медвежья услуга, комментирует Марина Степанова. Мне напоминает это спящий вулкан. Вместо улучшения качества образования, выявления групп, которые продают готовые решения ОГЭ, изменения содержания программ, мы находим решения, которых ждут родители. По моему мнению, если ребенок нацелен на поступление в вуз, то вопрос о сдаче только русского и математики даже не должен стоять. Хотя для тех, кто не планирует получать высшее образование, это хорошее решение.