В Костромской области создают постоянные детские коллективы с первого класса
Инновационный проект "На пути к коллективу" разработан по инициативе костромского губернатора Сергея Ситникова.
Проект направлен на детей младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте складываются основные нравственные убеждения и формируется личность человека. Его цель - обеспечить комфортное вхождение первоклассников в школьную жизнь, сформировать коллективистские отношения и навыки сотрудничества.
Новый подход основан на теории выдающегося костромского педагога Анатолия Лутошкина, который является одним из основоположников идей коллективного воспитания.
С нового учебного года проект "На пути к коллективу" реализуется в костромских школах № 1 и № 11, а также в лицее № 34. Глава региона Сергей Ситников обсудил с педагогами первые результаты реализации программы.
"В современных условиях в школах все построено на индивидуальных личных достижениях отдельного ребенка, используется метод личной конкуренции, коллективное уходит. Это приводит к тому, что возникают проблемы эгоизма, инфантилизма, люди не умеют работать сообща. Надо ребенка надо воспитать в коллективе так, чтобы у него были заложены коллективные ценности. Большие задачи решают коллективы. Индустриальный прорыв, который сегодня нужен стране, в одиночку не сделаешь", - отметил Сергей Ситников.
Педагоги и студенты-старшекурсники, которые помогали реализовывать программу в школах, говорят, что совместная деятельность вызвала у детей активный отклик. В коллективах заметны первые результаты - дети стали дружнее и хорошо работают в группах.
"Успехи видны, дети стараются проявлять себя, стали активнее работать на уроках, хорошо работают в группах, стали дружнее, отзывчивее. После зимних каникул многие говорили своим родителям, что не могли дождаться, когда вернутся в школу", - рассказывает учитель начальных классов средней школы № 1 Анастасия Шолева.
В разработке проекта "На пути к коллективу" принимали участие представители Костромского госуниверситета, областного института развития образования, общеобразовательных организаций.
"Дети быстро включились в совместную работу. Мы коллективно планировали, школьники предлагали свои идеи и потом реализовывали совместные дела. К этому подключились и родители, которые помогали организовывать коллективные творческие дела", - поделилась студентка Дарья Максимычева.
Как отметила директор института педагогики и психологии Костромского государственного университета Анна Самохвалова, победить все вызовы сегодняшнего дня можно, только если есть коллективистские ценности.
"На данный момент для меня, как для психолога, самый главный итог, что ребята научились разговаривать друг с другом, не сидеть в телефонах, гаджетах, а непосредственно общаться, уступать, заступаться друг за друга в трудных ситуациях, распределять роли при реализации задач. Мы понимаем, что в наше тяжелое время жить без коллективизма, сотрудничества невозможно, потому что один в поле не воин", - подчеркнула Анна Самохвалова.
Отметив, что вовлеченность и чувство привязанности к коллективу - хорошие показатели, Сергей Ситников призвал отслеживать реализацию проекта на протяжении более длительного времени. Чтобы говорить о конкретных итогах проекта, нужно увидеть, как будут закрепляться достигнутые перемены в поведении школьников
"Кострома всегда была новатором психолого-педагогических техник. Министерство образования интересует этот проект. От университета ждут, в том числе, обобщений, анализа, чтобы можно было выносить это на федеральный уровень", - заключил Сергей Ситников.
Губернатор как член Государственного Совета включен в состав комиссии по молодежной политике, основная задача которой - совершенствование практик государственного и муниципального управления при работе с молодежью.
Сергей Ситников имеет большой опыт работы в молодежной политике. Шесть лет он возглавлял работу регионального комитета по делам молодежи, семьи и детства. При его участии в регионе сформировалась эффективная система работы с молодежью. Воссоздана и развивалась сеть детских оздоровительных лагерей, а лучшие педагогические практики, которые были наработаны в области, и сегодня реализуются в масштабах страны.