Начинаем готовиться к ЕГЭ
Досрочный период сдачи ЕГЭ в этом году стартует 21 марта, а основной – 21 мая. При этом курским одиннадцатиклассникам в этом году вновь планируют разрешить сдачу ЕГЭ в особом порядке. То есть предоставить выпускникам возможность выбора – идти на экзамены или получить аттестат по текущим оценкам. О принятом решении во время своего декабрьского визита в регион сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, а недавно на заседании в Доме Советов его подтвердила врио зампредседателя областного правительства Оксана Крутько. Пока идёт оформление необходимых документов на уровне федерального центра. Известно, что правом выбора смогут воспользоваться не только выпускники из приграничья, но и молодые люди, проживающие в других районах области. Но практика показала – по итогам прошлого учебного года большинство курских выпускников предпочли сдавать экзамены. Несмотря на озвученные в конце 2024 года предложения вернуть всех учеников за парты, исходя из оперативной обстановки, третья четверть в школах региона продолжилась в трёх форматах: очном, смешанном и дистанционном. Помимо привычных занятий с репетиторами, желающим подготовиться к ЕГЭ помогут интернет-платформы. Согласно исследованиям, родители школьников часто настроены к дистанционным занятиям весьма скептически. Молодёжь же, напротив, предпочитает такую форму обучения, поскольку она позволяет экономить время и осваивать программу в комфортном темпе. Правильно выбранный онлайн-курс действительно ничуть не хуже реальных занятий, говорят специалисты. При этом задача родителей выпускника – не усиливать испытываемый школьником стресс, а выстроить конструктивное общение в столь непростой для подростка период, напоминает клинический психолог Мария Афонина. – Стоит начать с простых вещей. Подготовка к ЕГЭ – это не спринтерская дистанция, а скорее марафонская, когда важно правильно распределить силы, – говорит специалист. – Важно, чтобы режим дня подростка оставался оптимальным – спать не менее семи-восьми часов, есть не менее трёх раз в день, сохранять физическую активность. Советы специалиста Избежать перегрузки и выгорания – задача, которая стоит перед родителями и самим выпускником. Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает: потратив максимум сил на подготовку в первые два-три месяца, подросток может физически истощиться и эмоционально выгореть, потерять интерес к дальнейшим занятиям. Родителям выпускника не следует давить на них, запугивать и впадать в крайности, используя угрозы вроде: «если провалишь ЕГЭ, никуда не поступишь», «ЕГЭ для тебя сейчас всё», «если не получишь сто баллов, навсегда останешься неудачником» и так далее. Вместо этого лучше поинтересоваться, как себя чувствует подросток, выспался ли он, всё ли успевает сделать в течение дня, предложить вместе посмотреть средние баллы по разным предметам за прошлые годы, чтобы у выпускника не было ощущения, что все сдают экзамены на 85 баллов и выше. Ещё один совет – вместе с выпускником составить график на неделю, руководствуясь принципом «1-1-1». То есть после уроков между выполнением домашнего задания или занятием с репетитором должен быть перерыв в один час. В день следует назначать только одно дополнительное занятие у репетитора или посещение одной секции/кружка. За час до сна следует прекращать онлайн-занятие или выполнение домашней работы. У подростка в течение недели обязательно должен быть один выходной – для общения с друзьями или хобби. Такое расписание поможет понять, сколько времени и на что уходит в течение недели, – это хорошее подспорье для самого выпускника и для родителей, поскольку навык целеполагания и чувство времени в подростковом возрасте ещё не до конца сформированы. – Будет чёткость – будет порядок. И это всегда успокаивает, помогает снижать уровень стресса, – поясняет психолог. – Излишний контроль или, напротив, вседозволенность не поддержит, а будет только мешать. Помогут позитивный настрой и реалистичная оценка баллов и возможностей ребёнка. Если в каком-то предмете он не силён, не нужно требовать невозможного. Родителям вместе с подростком лучше всего сразу продумать несколько вариантов развития событий в зависимости от результатов экзамена, начиная от поступления в вуз мечты на бюджет и заканчивая выбором альтернативного направления подготовки в другом учебном заведении, включая колледжи и техникумы. КСТАТИ Подготовку к ЕГЭ уместнее всего начинать уже после девятого класса, когда подросток определил для себя сферу интересов и представляет, какую профессию хотел бы получить. Мария Афонина советует сразу обговорить основные моменты: дать подростку установку, что в предстоящие два года его цель – хорошо подготовиться к экзаменам, следовательно, упор делать нужно на те предметы, которые предстоит сдавать. Вместе с тем важно избегать ультиматумов и перекосов. Подросток должен понимать, что остальные уроки тоже необходимо посещать и получать высокие оценки. Свободное время у школьника также должно оставаться, чтобы не вышло так, что, кроме подготовки к ЕГЭ, подросток ничем не может заниматься и безотрывно корпит над книгами. Ирина ЛЕОНОВА