Кузнецова: закон о реабилитации позволит работать с людьми с особенностями развития

МОСКВА, 29 января. /ТАСС/. Закон о реабилитации и абилитации инвалидов, который вступит в силу 1 марта 2025 года, выстроит систему подготовки специалистов для работы с людьми с особенностями развития по всей стране. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной старту приема заявок на участие во всероссийской премии в поддержку родителей детей с инвалидностью "Особенное счастье".

"С 1 марта 2025 года вступит в силу закон, который мы давно ждали. <…> Закон о реабилитации и абилитации. Он призван изменить стандарты, подходы, выстроить систему подготовки специалистов по всей стране", - отметила Кузнецова.

По ее словам, команда премии "Особенное счастье" активно участвовала в разработке закона с учетом своей работы в рамках премии. "Все нюансы, которые касались реабилитации людей и детей с особенностями развития, мы постарались максимально проработать с ведомствами и учесть в этом законе. <…> Сегодня премия "Особенное счастье" - это настоящая трибуна для тех, кто воспитывает детей с особенностями развития. Это возможность их сказать впрямую, что нужно, какие вопросы еще не решены. И нам вместе разобраться с этими темами", - подчеркнула Кузнецова.

Образование детей с особенностями развития

По словам Кузнецовой, премия, которая будет вручена в этом году в Астрахани в шестой раз, развивается, "объединяет все больше людей", каждый год фокусируется на решении определенного спектра вопросов. "Мы отработали очень болезненную для родителей детей с особенностями развития тему образования - коррекционной педагогики, подготовки специалистов, которые обучают детей с особенностями развития. Огромный спрос и запрос был на эту работу. Накануне премии в прошлом году мы организовали подготовку специалистов курса вместе с Институтом коррекционной педагогики", - подчеркнула Кузнецова.

По ее словам, по итогам этой работы Госдума обратилась в профильные структуры правительства, чтобы урегулировать вопросы, которые волнуют родителей детей с особенностями развития. В частности, речь идет о подготовке специалистов, которые будут работать с такими детьми. "Это весь спектр специалистов - это коррекционные педагоги, это тьюторы, это различные формы и образовательные программы. [Все эти вопросы] должны быть, безусловно, стандартизированы и решены так, как это важно для наших детей, а не отданы на откуп регионам, порой некоторым общественным и коммерческим организациям, которые самостоятельно стараются подобрать методы для того, чтобы решить конкретную, точечную задачу. Сегодня нужны комплексные серьезные подходы", - отметила Кузнецова.

В свою очередь заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова сообщила, что 36 тысяч студентов российских вузов имеют инвалидность и ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

"На настоящий момент у нас чуть больше 36 тысяч обучающихся ребят с инвалидностью и с ОВЗ. И мы понимаем, что система готова принять больше студентов. Но иногда <…> здесь, может быть, нужно проводить чуть больше работы с родителями, показывая, что система высшего образования готова дать образование ребенку с особенностями. Есть возможность и подготовки к поступлению, тем более согласно законодательству для ребят с особенностями здоровья есть определенные квоты для программ высшего образования", - сказала она.

Представитель министерства также отметила, что с 2016 года в стране создается сеть ресурсных учебно-методических центров - в настоящий момент 25 центров охватывают сеть из 660 университетов. При этом они пока не вмещают всех желающих получить высшее образование.