Эксперты рассказали, какими навыками нужно обладать, чтобы стать управленцем

Чаще всего управленцами в России становятся выпускники четырех вузов (МГУ, РАНХиГС, ВШЭ и РЭУ им. Плеханова), говорится в исследовании РАНХИГС. Были проанализированы данные за 13 лет.

Эксперты рассказали, какими навыками нужно обладать, чтобы стать управленцем
© Российская Газета

Отмечается, что на карьеру влияет не только выбор вуза, но первая организация, в которой молодой человек начинает свой профессиональный путь. Третьим фактором успеха эксперты назвали личность и способности выпускника.

Экономист, директор сервиса "Купец CRM" Анна Анисимова отмечает, что становится управленцами выпускникам четырёх вызов помогает инфраструктура профессиональных возможностей, выстраиваемая вокруг данных университетов.

"Доступ к сильному профессиональному окружению, участие в программах стажировок с лучшими работодателями, формирование полезных связей - всё это даёт выпускникам конкурентное преимущество. Однако стоит учитывать, что сам по себе диплом не является гарантом успешной управленческой карьеры. Фактически карьерный путь определяется тремя взаимосвязанными компонентами: образовательной средой, стартовыми возможностями и личностными качествами. Вуз определяет интеллектуальную среду, закладывает определённый уровень аналитического мышления, но без правильного профессионального старта эти знания могут остаться неактуализированными. Личность и способности зачастую является определяющим", - считает эксперт.

Управленческий потенциал не исчерпывается академическими достижениями или даже профессиональными компетенциями. Важными становятся когнитивная гибкость, умение принимать решения в условиях неопределённости, способность управлять людьми и ресурсами. Эти качества не формируются автоматически, но они могут развиваться в среде, которая предполагает интенсивную интеллектуальную работу, ответственность за результат и системное осмысление происходящих процессов. В этом смысле выпускники топовых вузов, действительно, чаще достигают управленческих позиций, но не потому, что их диплом даёт преимущество сам по себе, а потому что за ним стоят определённые сформированные навыки.

"С практической точки зрения, в подборе руководителей принадлежность к определённому вузу учитывается, но далеко не в первую очередь. Работодатели прежде всего оценивают опыт, способность справляться с кризисными ситуациями, стратегическое мышление и успешные кейсы. В условиях современной экономики, где изменения происходят быстро, куда более ценно не то, где учился кандидат, а то, какие вызовы он уже решал и насколько он способен адаптироваться к новым условиям. Таким образом, вуз остаётся значимой, но далеко не единственной переменной в формуле управленческого успеха", - добавляет Анисимова.

Экономист, основатель юридической компании "Деломант Групп" Таисия Вепренцева считает, что исследование РАНХиГС фиксирует значимую корреляцию между принадлежностью к определённому вузу и успешностью управленческой карьеры, но ключевая причина этой взаимосвязи кроется не столько в самом качестве образования, сколько в системе возможностей, которые предоставляют ведущие университеты. Диплом престижного вуза выполняет не только подтверждающую функцию, но и служит своеобразным пропуском в профессиональную среду. Работодатели чаще доверяют выпускникам таких учебных заведений, ожидая от них определённого уровня подготовки, структурированного мышления и способности к адаптации в высококонкурентной среде.

'Однако ещё более значимым фактором в карьерной траектории становится первая работа. Ведущие университеты не просто предоставляют теоретические знания - они встраивают студентов в профессиональное сообщество, облегчая им доступ к лучшим стажировкам, программам менторства и корпоративным рекрутерам. Это особенно важно, потому что первая точка входа в профессию формирует дальнейшую траекторию: выпускник, начавший карьеру в крупной компании с выстроенной системой наставничества, уже на ранних этапах получает представление о стандартах индустрии, стратегическом управлении и корпоративной культуре.Сильные вузы традиционно сотрудничают с топовыми работодателями, а их выпускники имеют доступ к эксклюзивным возможностям - от внутренних вакансий до рекомендаций внутри закрытых профессиональных сообществ. Студенты таких университетов чаще проходят конкурсный отбор на стажировки в ведущие корпорации, государственные структуры и международные организации. Причём дело не только в репутации учебного заведения: сам факт обучения в сильной академической среде способствует развитию у студентов навыков, необходимых для преодоления отборочных этапов и успешного прохождения ассессментов", - уверена Вепренцева.

Влияние вуза на карьеру управленца проявляется прежде всего через систему профессиональных связей и стартовых возможностей, которые он предоставляет. Работодатели обращают внимание на диплом, но не как на конечный критерий отбора, а как на сигнал о потенциальной компетентности кандидата. В конечном итоге успех управленческой карьеры определяется не просто принадлежностью к определённому университету, а тем, насколько эффективно выпускник использует предоставленные ему стартовые условия, попадая в компании, где его знания и способности могут быть реализованы в полной мере.