В Архангельске изучат историю детских судостроительных бригад в годы войны
АРХАНГЕЛЬСК, 12 февраля. /ТАСС/. Историю детских судостроительных бригад в Архангельске в годы Великой Отечественной войны изучат в ходе проекта "Ёла", который представили на верфи Товарищества поморского судостроения, передает корреспондент ТАСС. Здесь по чертежам середины ХХ века строят поморское судно - ёлу.
Ёла - это небольшое (около 10 м в длину) парусно-гребное деревянное судно, команда обычно не превышала четырех человек. Их использовали на Белом море в XIX веке, а затем активно строили в годы войны, причем дети и подростки.
"Детские бригады формировались с 1942 года по конец Великой Отечественной войны. Это были дети, лишенные попечителей, родителей, в основном отцов, которые ушли на фронт, - рассказал ТАСС директор Северного морского музея Евгений Тенетов. - Строительство этих ёл было обусловлено тем, что в городе не было еды. Нужно было заготавливать рыбу и морского зверя для города, а судов не было, они были мобилизованы, все траулеры забрали на фронт. Было придумано такое решение в сжатые сроки построить среднего размера, деревянные, легко возводимые суда, на которых можно достаточно быстро организовать промысел морского зверя".
Известно, что за девять месяцев 1943 года удалось построить более 140 ёл.
Проект посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Основная его задача - постройка лодки-ёлы по образцу тех, что строили детские бригады на Соломбальской судоверфи. Под руководством мастеров судно строят подростки - мальчики и девочки 12-16 лет. "Участвуют архангельские подростки, сейчас у нас работают от семи до десяти человек два дня в неделю, - пояснил ТАСС руководитель клуба "Морские практики" Евгений Шкаруба. - Мы их учим работать с инструментом, они делают модели, мы проводим занятия, которые повышают их профессиональное мастерство, многие ходили в нашу плотницкую школу".
Планируется, что судно построят к маю, а летом ёла отправится в плавание по маршруту Дубна - Рыбинск - Череповец - Вытегра - Петрозаводск - Кижи - Соловки - Кандалакша - Варзуга - Архангельск. Всего предстоит пройти по воде 2,5 тыс. км.
Поиск юных судостроителей времен ВОВ
На октябрь - ноябрь 2025 года запланирована выставка в Северном морском музее, центральным экспонатом которой станет ёла, на которой к тому времени завершится экспедиция. Экспозиция расскажет обо всех этапах стройки и плавания, представит ёлу, а также собранную в ходе проекта информацию о подростках, строивших лодки во время войны. Тенетов отметил, что детские бригады были и на других верфях в Архангельске, например, на той, которая располагалась на территории Новодвинской крепости.
Для создания экспозиции сотрудники музея проведут большую исследовательскую работу. Они ищут детей-судостроителей и их родственников, поскольку информации о деятельности детских бригад немного. Ведется сбор документов, воспоминаний и артефактов. "Мы очень надеемся, что за то время, пока мы работаем над проектом, откликнутся ветераны, участники этих судостроительных бригад, их родственники, знакомые, у которых могут оказаться как раз документы, фотографии, может быть, какие-то личные вещи", - отметил директор музея.
В целом информации об этих бригадах пока немного, неизвестно, сколько точно детей работали в них. Самым юным судостроителям было восемь лет. Некоторых работа на верфи в буквальном смысле спасла, Архангельск в 1942-43 годы был на втором месте после Ленинграда по смертности от голода. "Есть письма и телеграммы их мастеров, которые за детей отвечали, где они требуют, просят руководство города обеспечить питанием эти бригады, потому что начинали умирать, два ребенка погибли от голода, потом стали снабжать тюленьим жиром, и ситуация стала лучше", - рассказал собеседник агентства.
Многие из этих детей получили профессию плотника-судостроителя и остались работать на верфи.
Партнеры проекта: Фонд президентских грантов, Северный Арктический федеральный университет (САФУ) им. М. В. Ломоносова, Российское военно-историческое общество и Северный морской музей.