Публикация "РГ" о влиянии современной школы на семью собрала тысячи откликов
Субботний вечер наша семья провела в компании дико накрашенной блондинки с кухонным ножом наперевес. Дамочка кромсала на куски багет, а мы решали задачу, которую задали внучке-первокласснице (как известно, в первом классе домашку не задают, но это не значит, что ее не задают). "У мамы есть бублик и длинная булка. Мама решила, что сделает семь разрезов. Сколько гостей она сможет угостить?" Получив несколько разных ответов, мы обратились к всезнающему интернету, а там - мама дорогая: варианты - от 7 до 32 кусков… не гостей, булки, разумеется. Плюс обширная дискуссия о том, как именно надо работать ножом и что считается разрезом. Самое то для первоклашки.
Когда 5 февраля в "РГ"-Неделя вышел текст "Почему современная школа стала источником стресса для семьи", мы предполагали, что откликов будет много. Ведь тема касается всех без исключения, от качественного школьного образования зависит ближайшее будущее страны. Но мы не ожидали тысяч читательских комментариев.
Один из них, который мне запомнился больше всего, максимально короток: "Школу ненавидят все - дети, учителя, родители". Аргументы? Пожалуйста.
"То, как проходит учебный процесс в школе, - главный стопор в повышении рождаемости", - пишет Людмила Иванова.
"Со всем написанным согласна на все сто. Наше образование сейчас - профанация. Молю бога, чтобы мои двое детей уже окончили школу и ушли из этого ада. Старший отучился на 4 и 5, сдал на высокие баллы ЕГЭ и заработал невроз навязчивых состояний. Средний сейчас готовится к ОГЭ и в кровь расчесывает себе руки. Младший пока в шестом классе, но уже настолько замордован этой школой…" - Анна Крендель.
"Для всей семьи нынешнее образование - это каждодневный стресс, от ребенка до бабушек и дедушек! Все вовлечены! Я сама - бывший педагог, но такого никогда не было. Уже давно пора менять систему, иначе потеряем и это поколение", - Лариса Никитина.
Родителям вторят педагоги.
"Если бы вы знали, какой стресс испытывают сегодня учителя, родительский стресс не показался бы вам стрессом", - Любовь Иванова.
"А уж как нас, учителей, трясет, так не позавидуешь. Отписки, отчеты, звонки - все надо сделать срочно, а то, что ты на уроке, - это ерунда", - Рина Бощева.
"Если бы вы видели чат педагогов: с 7 утра до 11 вечера, включая выходные, сыплются распоряжения, срочно и необходимо сделать тысячу дел. А у каждого учителя - полторы-две ставки, классы набиты под завязку, масса разнообразной внеурочки, 90 процентов того, что должен сделать учитель, вообще не имеет отношения к учебному процессу! У меня две ставки, 440 учеников. Как вам?"
"Семьи учителей тоже живут в постоянном стрессе, ни дети, ни супруги не видят их дома. Иметь в семье учителя - трагедия для родных".
Отдельный счет у читателей - к школьным учебникам. Проще говоря, почему в прописях у семилетки положенные по возрасту зайчики и белочки, а в домашке по математике внезапно появляется чокнутая мадам с ножом наперевес? А если ребенок впечатлительный?
"Современные методики и учебники - это просто шизофренизация детей! В учебниках нет логики, последовательности, отработки материала, простых и понятных правил и задач".
"Советское линейное образование, где выводы вытекают из знаний, изложенных в учебнике, заменено "параллельной реальностью" методистов от ЕГЭ. Родителей от этого колотит. Они еще застали обрывки советских методик преподавания и тех учителей", - Михаил Белов.
"Я учитель с сорокалетним стажем. У меня от этих учебников глаз дергается, я порой сама не могу понять смысл задания в третьем классе".
И таких откликов, повторю, тысячи. Значит, мы попали в точку, которая болит. Значит, надо продолжать: наша журналистская задача в том и состоит, чтобы высветить проблему, не дать сделать вид, что ее нет или она как-нибудь сама рассосется. Это я отвечаю на один из комментариев : "Вы зачем это нам, читателям, пишете? Мы все в этом… задействованы! Все являются родителями, бабушками, настоящими или бывшими учениками, учителями. Мы все это и так знаем и дружно дергаем глазами от ужаса в школе! Вы это министру образования напишите, он единственный этого не знает! Откройте ИМ глаза, попробуйте достучаться!"
"Депутатам бы эту статью! Как точно!"
"Да не надо париться на эту тему. Если бы министерство просвещения получало миллион писем в день от россиян с требованием вернуть советскую систему, можно было бы на что-то надеяться. Родители ропщут, но ничего не делают, чтобы изменить", - пишет Ольга Щемелева.
Да, мы знаем: газеты читают и министры, и депутаты, прочтут они и ваши слова, уважаемые читатели. Но замечено правильно. Если стон учительский стоит, как говорят, по всей Руси великой, почему не слышен голос учительских профсоюзов? Родители кричат о проблемах, но молчат общегородские родительские комитеты. "Ассоциация директоров школ может появиться в России, она станет площадкой для обмена мнениями управленцев в системе образования и позволит усилить их взаимодействие с министерством просвещения" - новость от 2022 года. Такой ассоциации до сих пор нет. А потом все дружно несут по кочкам неведомых экспертов, придумавших очередную оптимизацию.
Давайте все же попробуем вместе. Народный фронт (единственная общественная организация в России, лидером которой является глава государства) приглашает директоров школ, педагогов и родителей учащихся принять участие в комплексном мониторинге системы общего образования и помочь выявить ключевые проблемы современной школы, а также направления ее дальнейшего развития. Опрос на сайте доступен до 10 марта.