Андрей Исаев: Цифровые инструменты, ИИ никогда не должны подменять учителя
На прошлой неделе в Госдуме состоялся "правительственный час" с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко, министров Валерия Фалькова и Сергея Кравцова, посвященный разработке Стратегии развития образования в России.
Мы обсудили наиболее острые проблемы, существующие сегодня в сфере образования: в частности, дефицит учителей-предметников в школах. Более 33% родителей заявляют о нехватке преподавателей математики. В связи с этим в ноябре прошлого года был утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. И мы вместе с коллегами из правительства будем внимательно следить за эффектом от реализации этого плана.
Для замещения дефицита, особенно в сельской местности, педагоги направляются на курсы переподготовки и потом ведут несколько предметов. К сожалению, есть неединичные случаи, когда физкультурник преподает математику или физику, получив документ о прохождении курсов повышения квалификации в конторе, где на самом деле никакого переобучения не ведется. На "правительственном часе" нами было принято решение поручить министерству просвещения проработать вопрос переподготовки учителей исключительно на базе государственных вузов и региональных институтов повышения квалификации, рекомендованных министерством.
Помимо этого "Единая Россия" поднимала вопрос о перегрузке учеников домашними заданиями. Мы рекомендовали минпросвещения совместно с Российской академией образования уделять больше внимания балансировке нагрузки в школах и учесть это в дальнейшем при подготовке Стратегии.
Еще один важный вопрос - увеличение доли школьных педагогов старше 55 лет. Сегодня их число составляет почти 45%, а доля молодых учителей до 35 лет - всего 23%. За последние пять лет число преподавателей до 25 лет увеличилось лишь на 1,5%. Считаем, что надо значительно увеличить приток молодых специалистов в школы за счет снижения бюрократической нагрузки, уменьшения количества детей в классах, повышения зарплаты учителей и обеспечения их служебным жильем. Борьба с бюрократической нагрузкой на законодательном уровне уже начата: с 1 марта вступает в силу федеральный закон о сокращении количества документов, заполняемых учителями, с 48 до 5. В части зарплат - по поручению президента в этом году будет протестирована пилотная программа по новой модели оплаты труда в бюджетных организациях, включая педагогов. Мы обязательно будем осуществлять мониторинг реализации этих нововведений. Кроме того, в Стратегии развития образования следует предусмотреть систему вознаграждения для преподавателей за успехи учеников во взрослой жизни, как для тренеров, подготовивших чемпионов в спорте. Об этом тоже шла речь на "правительственном часе".
Что касается рисков цифровизации школьного образования, наша позиция следующая: цифровые инструменты, искусственный интеллект никогда не должны подменять учителя, их задача - помогать в учебном процессе, высвобождать преподавателям время для наставничества и воспитания. И мы договорились, что в Стратегии развития образования это будет закреплено.
Наконец, минпросвещения было поручено включить в Стратегию мероприятия по поддержке учебно-производственных комплексов в колледжах и на предприятиях, готовящих кадры по приоритетным для региональных экономик рабочим профессиям.
Но, конечно, на этом наша работа над основополагающим документом в сфере образования не заканчивается. В начале марта в Госдуме пройдет еще один "правительственный час", посвященный кадровому обеспечению медицинских и образовательных организаций.