Насколько необходим средний балл аттестата при поступлении в вуз?

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась о несовершенстве системы ЕГЭ. Заменять ее какой-либо альтернативой не нужно, но стоит внести корректировки с точки зрения качества. В частности, сформулировать экзаменационные задания так, чтобы они соответствовали школьной программе, а не превращались в «угадайку». Речь зашла и о платных репетиторах, с которыми нужно бороться. Как? С помощью унификации заданий на ЕГЭ и единых программ и госучебников, считает Матвиенко.

Насколько необходим средний балл аттестата при поступлении в вуз?
© BFM.RU

Также председатель Совета Федерации призвала учитывать средний балл аттестата при поступлении в вуз. ЕГЭ, как и любой другой экзамен, по ее словам, «лотерея». Ребенок может переволноваться и, забыв что-то или поторопившись с ответом, потерять баллы. И не важно, что ребенку почти или уже 18, а в вузе этот стресс его ждет каждые полгода.

Директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов с предложением Матвиенко согласен:

Константин Тхостов директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга «Школа заинтересована в том, чтобы образовательная программа была полностью пройдена и знания обучающихся соответствовали запросу экономики нашей прекрасной страны, а значит, чтобы поступление в высшие учебные заведения было для них доступной опцией, а не уделом занятий с репетиторами. Аттестат об окончании школы — это единственный официальный документ, который показывает степень готовности выпускника школы к поступлению в высшее учебное заведение. А значит, средний балл аттестата — это и есть та первая цифра, с которой начинается анализ готовности к обучению в высшей школе будущего студента».

В вузах тоже с предложением согласны. Им интересны не только хорошие баллы по ЕГЭ, вступительному испытанию или наличие статуса победителя олимпиады, но и умение учиться. Хороший средний балл аттестата свидетельствует о длительных систематических усилиях, а это одна из главных компетенций будущего студента.

Например, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский рассказывает, что к ним часто приходят ребята, которые не знают базовых вещей, необходимых при изучении дальнейшей специализации:

— У нас учитываются при поступлении два ЕГЭ — математика и физика, а также два вступительных испытания — рисунок и черчение. А по русскому языку, по истории, по географии люди совсем не готовы. Нам приходится, например, рассказывать, кто такой Иван Грозный и где Черное море, на первом курсе. По тем дисциплинам, где не было ЕГЭ, очень часто [знания] низкого уровня, потому что внимание на общеобразовательные предметы совсем не обращают. А нам все-таки нужен не столько ЕГЭ, сколько общий уровень образования.

— Как средний балл аттестата может учитываться?

— Добавление больше за красный диплом. И в спорных случаях.

Идея учитывать средний балл при поступлении, так же как золотые медали, ГТО, участие в соцпроектах и так далее, хорошая, считают в вузах. Кроме того, он может быть дополнительным плюсом при так называемой пограничной ситуации, когда у группы студентов одинаковые баллы: предпочтение отдадут тому, у кого средний балл выше.

Все это сделать можно, но объективно ли будет? Требования, которые предъявляются школьникам, и критерии выставления им оценок разнятся от школы к школе. Ученику могут поставить пятерку, войдя в положение, — этот предмет ведь ему не нужен, или же просто чтобы не испортить аттестат. Продолжает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «В лицеях, гимназиях нередко требования намного выше. Более того, многие школы испытывают дефицит кадров, лабораторного оборудования. Для того и создавалась система независимой, более того, единой аттестации — ЕГЭ, чтобы нивелировать разные критерии оценивания в школах. Сам по себе средний бал — неплохая характеристика, потому что он как раз позволяет избежать концентрации только на отдельных направлениях в ущерб другим. Но у меня вызывает сомнение признание объективного значения этих аттестатов. В рискованной, ущемленной позиции могут оказаться как раз выпускники очень сильных школ с высокими требованиями».

К предложению Матвиенко есть много и других вопросов. Например, старшеклассник планирует поступать на техническую специальность и усиленно готовится к условным математике, физике и информатике. Времени на исправление оценок по другим, непрофильным предметам нет. А надо. Не во вред ли это? Или же ситуация, когда преподаватель по каким-то причинам относится к ученику предвзято. Как быть тут? По мнению учителей, это не проблема — все решаемо. Но конкретных примеров выхода из подобных ситуаций они не привели.