«Пилот» с сокращенной сдачей ОГЭ для поступающих в колледжи распространят на 12 регионов

Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект о сокращении ОГЭ для девятиклассников, поступающих в колледжи — они смогут сдавать всего два экзамена вместо четырех. Пока что этот проект пилотный, и распространят его лишь на 12 регионов, но тенденция многообещающая. Есть и еще одно новшество: появится некий региональный «минимальный проходной балл по сумме четырех ОГЭ».

«Пилот» с сокращенной сдачей ОГЭ для поступающих в колледжи распространят на 12 регионов
© Московский Комсомолец

© Евгений Семенов

Но вначале – о счастливчиках, которых ждет упрощение ОГЭ. Помимо ранее озвученных в «пилоте» Москвы и МО, Санкт-Петербурга, Тюменской и Ростовской областей и Северной Осетии к проекту присоединятся Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Саратовская области, Камчатка, Ямал и Краснодарский край. Всего 12 регионов, где девятиклассники, если они собираются поступать в колледжи, смогут сдать только русский язык и математику.

«Выбор территорий обусловлен различием в экономическом положении и готовностью регионов участвовать в проекте», – сообщили на заседании.

Третье чтение намечено на 18 марта. Однако до сих пор не вполне ясны некоторые технические детали. Например, идея, что для тех, кто хочет продолжить обучение в 10 классе, система останется прежней – будут сдавать 4 ОГЭ. А у тех, кто выбрал облегченную форму и сдал только два «госа», обратной дороги нет: только колледж. Предкомитета по просвещению ГД РФ Ирина Белых отметила, что «учащимся предстоит заранее решить», продолжать ли обучение в школе или присмотреть для себя рабочую специальность. Сомнительная бесповоротность в контексте защиты прав учащихся школьников.

Неясно, знают ли в Госдуме о том, что в перечисленных регионах полно творческих, медицинских, информационных и прочих колледжей с высоким конкурсом при поступлении, с вступительными испытаниями? Выходит, что, если абитуриент пролетел по конкурсу, идти больше некуда?

Может, в качестве противовеса такой вот ситуации, авторами законопроекта Петром Толстым, Викторией Абрамченко и др., предложена новая концепция дополнительного бюджета в СПО (колледжи, училища, техникумы). Мол, те учащиеся 9 классов, кто заявился на 4 ОГЭ, но с ними не справился, тоже поступят в СПО, для них будут дополнительные места? Особенно интересной инициатива выглядит на фоне того, что в Госдуме «топили» за бесплатное средне-профессиональное образование. За чей счет будет этот банкет, не уточняется.

Прозвучали на думском заседании и другие предложения, выходящие за рамки понимания школьных и образовательных реалий. Например, у регионов якобы появится возможность «снизить порог минимального балла» на ОГЭ — для того, чтоб максимальное количество обучающихся могли получить аттестат об основном общем образовании. И снова непонятно: это как?

Еще один пассаж, которых многих озадачил – «регион сможет установить отдельное количество бюджетных мест в колледжах и техникумах именно для местных ребят». Мол, у местных, а не пришлых, будет приоритет при поступление. Что, по депутатскому разумению, будет «мотивировать юных жителей региона «закрепиться» по месту обучения и станет профилактикой оттока специалистов».

Даже сроки реализации проекта пока не ясны. Заявлено: «до 31 декабря 2025 года». В переводе на школьный календарь это значит — в этом учебном году. Но, почему-то, «летом». Основной период ОГЭ начинается в мае (а досрочный вообще в апреле). Оканчивается основной период в середине июня…

Интересно, что никто в ходе заседания не упомянул о неравенстве прав школьников, окончивших один и тот же учебный курс – почему одни сдают 2 экзамена, а другие 4?

Зато нашлись не отмеченные ранее положительные стороны. Депутат Никита Чаплин, например, похвалил «снижение психологического давления на выпускников» при двух ОГЭ. Одних, непонятно с чего, обрадовало «подкрепление прав школ на индивидуальный отбор учеников» и «защита школ от необоснованных претензий родителей.

А представителя частной школы воодушевила такая перспектива: «Часть детей уйдет либо на семейное обучение, либо в частные или онлайн-школы, поскольку многие после 9 класса еще не готовы определиться со своей будущей специальностью».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин уполномочил образовательное ведомство «уже к 18 марта внести проекты нормативных документов, необходимых для реализации инициативы». Правительство тоже, в целом, инициативу поддерживало.

— Да, чем дальше в лес, тем больше регионов, – комментирует методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – И про сыр-бор сразу на ум поговорка приходит. Во-первых, ОГЭ простой экзамен, и с первого раза в 2024-м году его не сдали 5% девятиклассников. А после пересдач, менее 3%, наверное – неужели это такой большой кадровый резерв, статистическая величина?

Как вообще регионы будут ставить свои пороговые баллы по госэкзаменам, я вовсе не представляю. Это прерогатива Минпросвещения и Рособрнадзора.

Какая-либо новая приоритетность при зачислении в учебное заведение тоже должна быть внесена и прописана в законе, должен быть норматив. Контрольные цифры приема ведь давно известны и спланированы заранее. В Москве есть колледжи, где конкурс 6 и более человек на место, со средним баллом в аттестате 4,85 – 5 баллов. Представьте, какую сумятицу внесут подобные требования?

Как ранее писал «МК», эксперименты и реформы в сфере образования, проводимые в текущем учебном году, особенно за 3 месяца до начала экзаменов, выглядят крайне сомнительно.

Сроки, объем и содержание госэкзаменов обнародуются за год и более. Контрольные цифры приема в колледж формируются до 31 января текущего года. Чем законодательно будет мотивироваться избирательность при приеме в 10 классы в нынешнем году, также неизвестно.