Промышленники Петербурга ищут кадры в школах, среди женщин и пожилых людей

На рынке труда Петербурга сохраняется острая нехватка синих воротничков - квалифицированных рабочих и инженеров. Молодые люди, ничего не зная о производственной сфере, выбирают работу курьеров, сотрудников маркетплейсов или офисных служащих. И продолжают учиться профессиям, на которые уже давно нет спроса. Промышленники же, продолжая работу со студентами, начали активную профориентацию и среди школьников. И думают, как привлечь к работе женщин и пожилых людей.

Промышленники Петербурга ищут кадры в школах, среди женщин и пожилых людей
© Российская Газета

Обсуждение кадровой ситуации организовала комиссия Заксобрания по инвестициям, пригласив на него чиновников, бизнесменов и рекрутеров. Выбор площадки неслучаен: без качественных работников любые инвестиции попросту бессмысленны.

Незнание рождает страх

Сегодня на большинстве городских промышленных предприятий зарплаты квалифицированного персонала начинаются от 70 тысяч рублей. Но выпускники вузов, колледжей и техникумов по-прежнему не спешат поступать туда на работу. Одна из главных причин такого положения - отсутствие у молодежи элементарных представлений о том, в чем заключается работа на современном заводе или фабрике. Причем это касается как школьников, так и студентов, которые, казалось бы, уже должны понимать, что их ждет после вуза или профессионального колледжа. Незнание рождает страх - молодые люди просто боятся всего, что связано с техникой и машинами, сложными процессами, производственной дисциплиной и личной ответственностью.

"Наши школьники абсолютно не понимают, что такое производство, что такое рабочие профессии, что такое инженеры. Они хотят все в блогеры, хотят работать "где-то в IT" - сказки какие-то себе придумали и верят в них", - рассказала глава комитета по промышленности общественной организации "Деловая Россия" Виктория Нестерова, руководящая собственной производственной фирмой. Она много лет занимается профориентацией, регулярно выступает перед детьми в школах и организует посещение ими своего предприятия. Потому что узнать о профессиях в реальном секторе экономики детям просто негде - в семьях, школах и массмедиа об этом практически ничего не говорят.

Екатерина Шевченко, руководящая центром управления персоналом крупного фармацевтического предприятия, сообщила, что даже студенты старших курсов профильных вузов зачастую не имеют представления о конкретных специальностях и компетенциях на производствах, куда они смогут трудоустроиться по завершении учебы. "Они приходят на завод и говорят: "Ничего себе, сколько профессий!" Перед ними открывается огромный новый мир... И мы понимаем, что проблема - просто в знании о том, что есть такая-то работа, для нее нужны такие-то навыки. И если у тебя есть эти навыки, перед тобой вообще открыто десять профессий", - поясняет специалист.

Рассказать о профессии

В ее компании решили не ждать у моря погоды и отправили своих сотрудников самого разного профиля, от аппаратчика до бухгалтера, в школы - рассказывать детям о своей истории успеха, о том, какие знания нужны, чтобы его достичь. Такие личные примеры в корне меняют отношение учащихся к естественно-научным предметам, необходимым для поступления в профильные вузы, дают хороший импульс при выборе будущей профессии. Но усилий отдельных предприятий по выращиванию себе достойной смены явно недостаточно - здесь нужна совместная работа бизнеса и власти.

Представители бизнеса в один голос просят чиновников подключить все возможности городских коммуникаций с населением, социальной рекламы, чтобы рассказывать о востребованных и хорошо оплачиваемых рабочих и инженерных профессиях на примере конкретных петербуржцев. И о том, где и чему нужно учиться, чтобы потом получить хорошую работу по специальности.

«Наши школьники абсолютно не понимают, что такое производство»

"Давайте сформируем программу. Допустим, у нас месяц вакансий кандидатов в промышленность. И вот у нас на сити-форматах, на тумбах висят "визуалы", которые говорят, что это крутая профессия. Тут же висит QR-код. Ты "проваливаешься" в этот QR-код, открывается страница сайта, где тебе показывают, что ты можешь посетить вот этого работодателя, все посмотреть, дальше ты можешь прийти на тестовый день, пройти практику. Мы, как бизнес, придумаем, как сделать так, чтобы соискателю было интересно, максимально вовлечь и информировать. Но нам нужен какой-то централизованный канал, потому что эта проблема на уровне города, даже на уровне страны", - предлагает Юлия Абраменко, директор по кадрам компании русской кухни.

Берегите женщин

Но проблема дефицита кадров не сходится клином на молодежи. Представители бизнес-сообщества обеспокоены тем, что до сих пор не в должной мере используются трудовые резервы женской половины населения, а также людей серебряного возраста. И для решения "женского" вопроса, и для привлечения пожилых людей к посильному для них труду необходимо участие государства, которое вознаградится ростом производства и налоговых поступлений.

Так, по мнению Виктории Нестеровой, увеличение размера пособия по уходу за ребенком и доступность мест в яслях и детских садах уже сами по себе могут привести к резкому притоку женщин в производственную сферу. Дополнительными факторами привлечения женщин в производство могут стать неполный рабочий день и гибкие графики работы, что важно для женщин с детьми.

Юлия Абраменко, назвав пожилых людей "прекрасными работниками", отметила, что их можно использовать далеко не во всех массовых профессиях, потому что там зачастую требуется большая физическая сила и выносливость, и людям в возрасте просто тяжело с этим справляться. Но на рынке есть компании с иным функционалом, в которых такие сотрудники могут успешно работать. "Если будет какая-то помощь от государства тем компаниям, которые могут и готовы брать представителей серебряного возраста, то у них высвободится рабочая сила и это будет помощь тем компаниям, которые физически не могут предоставить такие рабочие места", - считает специалист.

В своем комментарии "РГ" участник дискуссии директор HeadHunter по Северо-Западному региону Юлия Сахарова отметила, что промышленность действительно стала привлекательна для соискателей, ведь динамика прироста зарплат там - одна из самых высоких в российской экономике. "Но для того чтобы в промышленности зарабатывать много денег, нужно инвестировать и в свое образование профессиональное, инженерное, техническое. Это все начинается со школы, это математика, физика, черчение и так далее. Потому что те, кто работает квалифицированным рабочим на заводе, это люди, которые (разбираются) в чертежах и в цифрах. Это правда высокая квалификация и, дай бог, высокая заработная плата", - отметила Сахарова.