В Волгограде назвали победителя областного конкурса «Учитель-дефектолог года»
10 лучших педагогов Волгоградской области боролись за победу в региональном финале конкурса «Учитель-дефектолог года – 2025». Первое место в нем заняла учитель-дефектолог детского сада № 71 Центрального района Волгограда Екатерина Былинская.
Авторские практики
В Волгограде чествовали лидеров престижного смотра педагогического мастерства. Участники конкурса во время профессиональных состязаний показали свои успешные практики работы с детьми, самые актуальные методики, которые они используют в своей будничной работе.
Родители обращаются к этим специалистам – логопедам и дефектологам, если у ребенка возникают различные особенности в развитии, он испытывает трудности в учебе. По данным комитета образования и науки Волгоградской области, в регионе обучаются более 17 тысяч детей, которым нужны особые образовательные условия. Квалифицированную помощь им оказывают свыше 800 специалистов. Конкурс рассказал, какой это не простой, но благородный труд.
«Этот конкурс стимулирует профессиональный рост наших педагогов, ведь на конкурсных испытаниях старались побывать все наши участники, заинтересованно знакомясь с идеями и находками своих коллег, – подчеркнула первый заместитель председателя комитета образования и науки Волгоградской области Марина Тетерук. – В нашем регионе конкурс проводится с 2018 года, и с каждым годом он становится ярче, позволяет масштабировать лучший педагогический опыт. В этом году на конкурсе заявили о себе 25 человек, это немало. Они поделились своими достижениями, новинками в работе с детьми особых образовательных потребностей. Нас очень радует достаточно высокий профессиональный уровень этих специалистов, который растет из года в год».
В отборочном туре конкурсанты презентовали свои профессиональные портфолио – авторские практики, образовательные программы, методики, результаты проектной деятельности и мастер-классы, логопедические пособия для развития фонематического слуха и др. Дополнительно педагоги писали эссе «Учитель-дефектолог – профессия настоящего и будущего». Десять участников, набравших максимальное количество баллов, оказались во 2-м туре в региональном финале.
Там встретились учитель-дефектолог Нижнечирской школы-интерната Ирина Иванова, учителя-логопеды детского сада № 107 «Искорка» города Волжского Татьяна Ковалева, Волжской школы № 1 Елена Митина, Котовской школы-интерната Анна Ортман, Михайловской школы-интерната Наталья Романовскова, а также педагоги из Волгограда – учителя-логопеды школы № 104 Наталья Бородина, детского сада № 234 Наталья Стреблянская, учителя-дефектологи детского сада № 71 Екатерина Былинская, школы-интерната № 7 Диана Кренделева, школы-интерната № 1 Алексей Пырков.
К финальной «точке» они шли ровно месяц: показывали авторские мастер-классы «Творческая мастерская», защищая свои профессиональные наработки – технологии обучения и реабилитации. Используя специальные упражнения, игры, методы, они помогают детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями лучше адаптироваться к окружающему миру. Стремятся укреплять память, внимание, мышление, бытовые навыки в зависимости от индивидуальных особенностей своих воспитанников.
Следующим конкурсным испытанием стал «Урок с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». После этого жюри определило пятерку лидеров, которые встретились на заключительном испытании «Круглый стол». По их результатам и была выбрана тройка финалистов 2025 года.
Тройка лучших
Волгоградский учитель-дефектолог Диана Кренделева стала призером конкурса, заняв в нем 3-е место. Выбирая когда-то свою профессию, она колебалась между медицинским и педагогическим вузами.
«И решила, что пойду именно на учителя-дефектолога, на сурдопедагога, и теперь я понимаю, что не ошиблась тогда и сегодня я на своем месте, – вспоминает Диана Кренделева. – Наша профессия очень востребована, а успехи моих учеников придают мне сил и вдохновляют».
Учитель-логопед Татьяна Ковалева из Волжского заняла на конкурсе 2-е место.
«Сейчас много деток с нарушениями речи, и причин для этого немало, – рассказала Татьяна Ковалева. – В моей работе большую роль играет сотрудничество с семьей, с родителями. Мы как одна команда должны идти к результатам. На конкурсе я познакомилась с замечательными людьми и взяла на вооружение многое, что затем буду использовать в своей повседневной работе».
Имя победителя сегодня было объявлено на церемонии торжественного закрытия конкурса в Волгоградской школе-интернате № 2. Лучшим педагогом-дефектологом 2025 года стала учитель-дефектолог детского сада № 71 г. Волгограда Екатерина Былинская. Она представит Волгоградскую область на федеральном этапе конкурса.
«На конкурсе я демонстрировала, как использую "stop-motion" анимацию в коррекционно-развивающей работе с детьми, у которых нарушен слух, – поделилась победитель. – Конкурс мне дал очень много – выступая перед высококлассными экспертами, ты не только показываешь владение инновациями, но и осмысливаешь свою деятельность, планируешь дальнейшие шаги. Я считаю, что этот конкурс способствует повышению престижа нашей профессии и творческому обогащению. Мы, коррекционные педагоги, тесно общались в рамках конкурса и, надеюсь, будем дружить дальше».
Конкурс «Учитель-дефектолог года» направлен на карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Состязания нацелены на повышение профессионального уровня и самореализацию дефектологов и логопедов. Организатором регионального этапа выступают комитет образования и науки Волгоградской области и отраслевой профсоюз образования. По информации регионального комитета образования и науки, в Волгоградской области система специального и инклюзивного образования развивается в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». Сопровождению семей, воспитывающих особенных малышей, внедрению передовых педагогических практик в регионе уделяется пристальное внимание. Соответствующие задачи перед профильными ведомствами поставил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, при этом программы поддержки формируются с учетом предложений общественности.