Как пандемия изменила восприятие эмоций у детей
<p>Новое масштабное исследование, опубликованное в <b>Developmental Cognitive Neuroscience</b>, выявило значительные изменения в том, как дети эпохи пандемии обрабатывают эмоциональные выражения лиц. Учёные из Утрехтского университета обнаружили, что социальные ограничения периода COVID-19 повлияли на нейронные механизмы распознавания эмоций у детей младшего возраста.</p><p><b>Методология исследования</b></p><p>В исследовании приняли участие более <b>900 детей</b> в возрасте 5 месяцев, 10 месяцев и 3 лет. Используя метод <b>электроэнцефалографии (ЭЭГ)</b>, учёные сравнивали реакции мозга у детей, протестированных до пандемии и во время её пика (март 2020 - апрель 2022).</p><p>Детям показывали серии изображений:</p><p>- Нейтральные лица</p><p>- Радостные лица</p><p>- Испуганные лица</p><p>- Изображения домов (для контроля)</p><p><b>Ключевые находки</b></p><p>1. <b>Ускоренная обработка лиц</b></p><p>Трёхлетние дети в период пандемии демонстрировали более быструю нейронную реакцию на лица (измеряемую по компоненту N290) по сравнению с допандемийной группой. Это указывает на ускоренное распознавание лиц, что может быть адаптацией к ограниченной видимости лиц в масках.</p><p>2. <b>Сниженная реакция на радость</b></p><p>Во всех возрастных группах у "пандемийных" детей наблюдалась <b>ослабленная нейронная реакция</b> на счастливые выражения лиц. Особенно заметны изменения были в компонентах P400 и Nc, связанных с вниманием и эмоциональной значимостью.</p><p>3. <b>Смешение эмоций</b></p><p>Дети периода пандемии хуже различали радостные и испуганные выражения на нейронном уровне, в отличие от их сверстников, развивавшихся в обычных условиях.</p><p><b>Возможные объяснения</b></p><p>Исследователи предполагают несколько причин этих изменений:</p><p>- <b>Ограниченное разнообразие</b> эмоциональных выражений из-за масок</p><p>- Сниженная эмоциональная экспрессия у родителей, испытывающих стресс</p><p>- Меньшее количество социальных взаимодействий в целом</p><p><b>Значение исследования</b></p><p>Как отмечает ведущий автор Карлейн ван ден Бумен: <b>"Это исследование показывает, насколько важен социальный опыт для формирования социального мозга детей"</b>. Ограничения пандемии повлияли на базовые механизмы обработки эмоций, что может иметь долгосрочные последствия для социального развития.</p><p><b>Рекомендации</b></p><p>Учёные подчёркивают необходимость:</p><p>- Специальных программ поддержки для детей, рождённых во время пандемии</p><p>- Повышенного внимания к эмоциональному взаимодействию с детьми</p><p>- Дальнейших исследований долгосрочных эффектов</p><p><b>Ограничения исследования</b></p><p>1. Не измерялось точное количество социальных взаимодействий</p><p>2. Не оценивались поведенческие реакции</p><p>3. Возможное влияние других факторов (стресс родителей и т.д.)</p><p>Тем не менее, это первое масштабное исследование, объективно показавшее влияние пандемийных ограничений на нейрокогнитивное развитие детей. Его результаты важны как для родителей, так и для политиков, принимающих решения о мерах общественного здравоохранения.</p>