Серьезные перемены. Учителя спорят из-за новых правил, которые изменят их работу
Российское образование ждут серьезные перемены. Учителя и преподаватели по всей стране уже обсуждают новые правила, которые кардинально изменят их рабочий график. Кто-то радуется долгожданным льготам, кто-то опасается дополнительной бюрократии.
Что же на самом деле происходит за закрытыми дверями министерств? И почему эти изменения вызывают такую бурную реакцию в педагогическом сообществе?
Конец эпохи единых правил
Девять лет все работники сферы образования жили по одному документу — приказу Минобрнауки от 2016 года. От учителя начальных классов до профессора университета — всех объединяли общие требования к режиму труда и отдыха. Но времена меняются.
Теперь педагогический мир разделился надвое. Школы, колледжи и техникумы перешли под опеку Минпросвещения, а высшие учебные заведения остались в ведении Минобрнауки. У каждого ведомства появились свои правила игры.
«Это абсолютно правильное решение — у каждого уровня образования своя специфика. Нельзя под одну гребенку стричь и школьного учителя, и университетского профессора», — считает зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
Сенатор убеждена: школьные учителя имеют более стандартизированную нагрузку, в то время как в вузах совмещают преподавание с научной деятельностью.
Письменное согласие — новая реальность
Самое долгожданное нововведение коснулось дополнительной работы. Теперь никто не сможет просто назначить учителя ответственным за кабинет или заставить вести кружок без его согласия.
Все стало честно и прозрачно. Хотите, чтобы педагог проверял дополнительные тетради? Готовьте письменное соглашение с указанием сроков, объемов нагрузки и суммы оплаты. То же самое касается классного руководства, заведования кабинетами и участия в мероприятиях.
«Помню, как молодых учителей ставили перед фактом: завтра начинаешь вести театральный кружок или дежуришь в продленке до восьми вечера. А про заведование кабинетом узнавали, когда уже все документы подписаны», — делится воспоминаниями один из экспертов образовательной сферы.
Первоклашкам — особое внимание
Малыши получили льготный режим обучения. Теперь их день расписан по минутам с учетом возрастных особенностей. В сентябре-октябре первоклассники будут учиться всего по три урока в день, каждый длительностью 35 минут.
К ноябрю-декабрю добавится четвертый урок, но продолжительность останется прежней. И только с января уроки увеличатся до 40 минут. Это на пять минут меньше стандартных школьных занятий, но для шестилеток каждая минута на счету.
Астрономические против академических
Важное изменение коснулось подсчета рабочего времени. Привычные академические часы уступили место астрономическим. Для учителей это означает реальную экономию времени — те самые 20-25 минут в день, которые раньше «терялись» в расчетах.
Теперь в нормируемую часть нагрузки входят не только уроки, но и перемены. Это позволяет более точно учитывать реальное рабочее время педагогов.
Свободный день — мечта или реальность?
Самое интригующее нововведение — возможность взять один день в неделю для самообразования. Официально он называется «библиотечный день», но суть от этого не меняется.
Правда, пока неясно, как это будет работать на практике. Сможет ли учитель математики заявить директору: «Завтра у меня день самообразования, веду только два урока»? Или это касается только определенных категорий педагогов?
«День для саморазвития раз в месяц звучит прекрасно, но как это воплотить в жизни? Пока больше похоже на красивую мечту», — скептически замечает московский преподаватель и методист Анастасия Гордеева.
Нормы остались прежними
Несмотря на все изменения, основные нормы рабочего времени сохранились. Полная ставка по-прежнему составляет 36 часов в неделю для большинства педагогических работников.
Правда, есть исключения. Инструкторы по физкультуре и воспитатели интернатов работают 30 часов, специалисты с детьми с ограниченными возможностями — 25 часов. У музыкальных руководителей и концертмейстеров рабочая неделя составляет 24 часа, у дефектологов и логопедов — 20, а у педагогов дополнительного образования — 18 часов.
Обед остается святым
Одна традиция останется неизменной — священный перерыв на обед. Он по-прежнему длится от 30 минут до двух часов и не входит в рабочее время. Это одно из немногих правил, которое действительно соблюдается повсеместно.
Мнения разделились
Педагогическое сообщество встретило изменения неоднозначно. Школьные учителя в основном довольны — больше прозрачности, четче правила, лучше защита времени. А вот преподаватели колледжей не в восторге.
«Главный минус — теперь в колледжах правила стали такими же строгими, как в школах. А ведь раньше у нас была больше свободы в планировании рабочего времени», — огорчается один из экспертов.
Университетские преподаватели отнеслись к переменам равнодушно.
«Честно говоря, ничего революционного не увидел, — пожимает плечами сотрудник кафедры экономического вуза, доцент Никита Суйдин. — Все те же отсылки к внутренним документам университета. Разве что обед теперь отдельно прописан. Но для вузов это все равно остается формальностью».
Борьба с выгоранием
Новые правила — часть большой программы по борьбе с профессиональным выгоранием педагогов. Исследования показывают тревожную статистику: каждый шестой школьный учитель раз в год сталкивается с выгоранием, а каждый десятый — регулярно.
Впрочем, не все так печально. 34% педагогов любят свою работу и никогда не думали о смене профессии. Еще 14% задумывались об этом лишь однажды.
Что дальше?
Новые правила вступают в силу уже совсем скоро. Первую проверку они пройдут в новом учебном году. Будут ли они работать на практике или останутся красивыми декларациями — покажет время.
Одно можно сказать точно: российское образование продолжает меняться. И эти изменения затронут миллионы учителей и учеников по всей стране. Остается надеяться, что они пойдут на пользу всем участникам образовательного процесса.