Как преодолеть разрыв между учебным ПО и цифровой реальностью школы?
Современная школа стремительно цифровизируется. Образовательные учреждения отказались от бумажных дневников и журналов, перешли к онлайн-формату и все чаще используют в обучении VR/AR-технологии и цифровые платформы. Но на пути прогресса остаются системные барьеры. Один из ключевых вызовов - разрыв между учебным программным обеспечением и тем, что фактически используется в образовательном процессе. Особенно остро эта проблема проявляется в двух аспектах: несоответствие ПО в учебниках реальным цифровым инструментам и зависимость от импортных решений, например, в ходе итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ).
Учебники vs реальность: ПО, которого нет
Школьные учебники по информатике и другим дисциплинам часто описывают работу в программах, которые либо устарели, либо не должны использоваться в школах. Например, задания могут быть ориентированы на зарубежные аналоги (Microsoft Office, Windows), тогда как российские школы постепенно переходят на отечественные решения ("Р7-Офис", "МойОфис", "Альт Линукс", "Ред ОС", "Астра" и т.п.).
Проблемы:
Ученики изучают интерфейс и функциональность программ, с которыми в основном не работают на практике. Учебники в школах не успевают за современными потребностями. Учителя вынуждены адаптировать материалы на ходу, что снижает эффективность обучения.
Решение:
Синхронизация учебников и ПО: необходимо включить в федеральный перечень учебников издания, которые используют актуальные российские программные продукты. Обновление методичек и курсов повышения квалификации для педагогов с упором на отечественное ПО. Обязательное включение ИТ-ассоциаций в работу над единым учебником по профильной дисциплине - информатике, чтобы максимально качественно представить лучшие практики российских разработчиков.
Российское ПО: скрытые риски
Государство в целом реализует политику цифрового суверенитета через систему нормативных актов:
Распоряжение правительства РФ от 26.07.2016 №1588-р - закрепляет приоритет использования отечественного ПО в госсекторе, включая образовательные учреждения. Указ президента РФ от 30.03.2022 №166 - запрещает с 2025 года применение иностранного ПО на критической информационной инфраструктуре (КИИ), что напрямую касается школ, колледжей и вузов. Методические рекомендации Минцифры (2024) - обязывают госструктуры и компании с госучастием перейти на российские ОС, офисные пакеты, антивирусы и системы виртуализации. Постановление правительства РФ от 23.12.2024 №1875 - вводит национальный режим в госзакупках, фактически блокируя закупки иностранного ПО для школ и вузов без исключений.
Но несмотря на жесткие требования, остаются барьеры. В первую очередь это неготовность инфраструктуры - многие школы, особенно в регионах, физически не могут запустить российское ПО из-за слабого "железа". Вторая причина - это дефицит кадров. Преподаватели информатики зачастую не владеют российскими аналогами, не имеют учебников и лабораторных практикумов.
Вместе с тем не обходится и без противоречий. Так, в существующих Методических рекомендациях Минцифры по организации компьютерного ЕГЭ указано, что операционные системы в пунктах проведения экзаменов должны соответствовать следующим требованиям: Windows 8.1/10 (сборка 1607 и выше), платформы: ia32 (x86), x64. Получается, что проведение компьютерного экзамена по информатике, несмотря на нормативные запреты, все еще требует использования зарубежных решений. А при рассмотрении прикладного ПО для компьютерной формы экзамена становится видно, что требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к тому, что должен знать ученик, и тому, как эти знания проверять, учитывают привычные зарубежные приемы, не адаптированные к текущей ситуации. То есть глубокое проникновение зарубежных технологий в стандарты вынуждает использовать решения, которые получить сегодня практически нереально. В результате возникает разрыв, когда школа должна учить технологиям на примере того ПО, которое не используется в экономике в силу санкционных ограничений.
Статистический обзор, проведенный ассоциацией "Отечественный софт" на основе открытых региональных источников, показал, что в 40% случаев на пунктах приема экзаменов не предполагается использование российских аналогов ПО. Существует проблема и с распространением российских операционных систем: их использование блокируется все теми же методическими рекомендациями.
Что делать?
Вводить жесткий контроль за оснащением пунктов приема экзаменов - важно использовать только российское ПО в экзаменационной среде. Тестировать экзаменационные задания на отечественном софте на этапе разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ). Пересматривать стандарты к освоению учебной программы с учетом имеющихся в стране программных продуктов. Важна плотная работа с разработчиками ПО для доработки их решений и совместного формирования обновленных подходов к компетенциям, которые будут необходимы экономике.
Нужные инициативы:
Разработка единого образовательного стандарта для файловых форматов, утвержденного Минцифры и Минпросвещения. Создание "цифровой песочницы" для тестирования экзаменационных заданий и процедур по приему экзаменов во всех актуальных российских ОС и программах. Вовлечение экспертов отраслевых ассоциаций в рабочие группы по совместимости и тестированию ПО для экзаменов.
Цифровизация требует системности
Без скоординированных действий всех участников процесса - от разработчиков ПО до методистов и педагогов - цифровая трансформация школы останется фрагментарной. Уже сегодня необходимо:
Сформировать запрос регулятора на обновление учебников и учебных материалов с учетом российских решений для образовательного процесса. Вовлечь в работу профильные ассоциации и комитеты со стороны российских разработчиков. Обязать издательства синхронизировать учебники с реальным софтом. Обеспечить 100%-ную совместимость российского ПО в экзаменационной инфраструктуре, включая: возможность доступа к информационным системам для проведения государственной итоговой аттестации с автоматизированных рабочих мест с российскими ОС, а также создание тестовой зоны для проверки совместимости в случае выхода обновлений и новых версий российских ОС; внесение изменений в Методические рекомендации по подготовке и проведению единого госэкзамена в пунктах проведения экзаменов в части использования российского ПО; обеспечение модернизации информационных систем для проведения государственной итоговой аттестации с целью их перевода на функционирование в среде российских ОС; Рассмотреть вопрос об установке в пунктах приема экзаменов операционных систем из Реестра отечественного ПО.
Только так мы сможем создать действительно единую цифровую среду, где учебники, ПО и экзамены говорят "на одном языке".