Байкальск прощается с подростками, погибшими на вечеринке
Сегодня Байкальск прощается с тремя подростками, погибшими в результате резни, устроенной их сверстником на вечеринке. Еще двоих похоронят в ближайшие дни. В городе траур. Люди в шоке. Единственный вопрос, который они задают сами себе и друг другу, - как такое могло случиться?
Любой разговор - на улице, в магазине, в кафе, куда мы заскочили на минутку, - неизбежно сворачивает на события трехдневной давности.
В сухих сводках СК они изложены так: "28 мая в Байкальске на территории СНТ "Горный Байкал" произошло возгорание частного дома. На месте происшествия были обнаружены тела пятерых несовершеннолетних… По версии следствия, компания подростков в возрасте от 13 до 17 лет устроила вечеринку на одной из дач. В какой-то момент один из них напал на присутствующих с ножом. Четверо скончались на месте от полученных ран, еще четверо были доставлены с различными травмами в медицинское учреждение. Предполагаемый подозреваемый после нападения поджег дом и погиб в огне".
- Горе страшное, - то ли мне, то ли сама себе говорит Вероника, сын которой учится в параллельном классе с одним из убитых. - Потерять ребенка - что может быть страшнее? Да еще вот так… Я не понимаю, как теперь жить, как воспитывать детей. Контролировать каждый шаг? Немыслимо. Доверять? Ну вот погибшим родители тоже, видимо, доверяли, отпустили к друзьям на дачу. Да разве ж знали они, разве могли предположить, чем все это обернется?
И оборвав сама себя на полуслове, уходит.
Город надежд
Маленький Байкальск с населением всего в 13 305 человек сегодня живет надеждами. Когда в 2013 году закрыли Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), градообразующее предприятие, казалось, жизнь здесь остановится. Но вопреки мрачным прогнозам, город выжил и начал превращение в туристско-рекреационный центр. Пока метаморфозы не очень масштабны, однако от свежеокрашенных фасадов и чистых тротуаров веет зарождающимся благополучием. И совершенно не вяжется случившееся с этой картиной.
Мы подъезжаем к зданию городской администрации в 8.15 утра. Глава Байкальска Василий Темгеневский уже ждет нас и готов говорить. Выглядит он весьма собранным, хотя признается, что накануне покинул рабочее место почти за полночь.
- У нас на сегодня одна задача - максимально помочь семьям, которых коснулось это горе. Все затраты, связанные с погребением, поминками и прочим, администрация берет на себя. Это пока все, что мы можем сделать. Что дальше, станет ясно позже. Может, что-то подскажут психологи, может, спустя какое-то время люди сами будут готовы встретиться со мной - выслушаю, помогу, чем сумею.
Идет подмена ценностей: нам важно не сделать, а показать. И мы платим за это жизнями наших детей
Спрашиваю его, чем живет сегодня Байкальск. Получаю вполне оптимистичный ответ - город развивается, в нем реализуется масштабный федеральный проект, люди смотрят в будущее с оптимизмом, никто отсюда больше не уезжает: работа есть, красиво, безопасно, уютно.
Поиски виноватых
Не дожидаясь вопросов, Василий Темгеневский переходит к сути:
- Как такое могло случиться? Я сам себе этот вопрос задаю - и не нахожу ответа. Все думаю, что я НЕ СДЕЛАЛ, чтобы предотвратить эту трагедию? Был вчера на месте происшествия, видел мать, рыдающую над телом убитой дочери… "Не сберегли мы тебя, моя девочка!" - эти ее слова у меня в голове звучат до сих пор. Не сберегли, да.
Он замолкает на несколько секунд.
- Знаете, чего я боюсь? Что сейчас начнутся поиски виноватых. Кто-то обвинит родителей - мол, плохо смотрели за детьми, кто-то скажет, что виновата школа - воспитательная работа не была организована на должном уровне, кто-то администрацию недобрым словом помянет - как же, не организовали детям здоровый досуг. Но правда в том, что случившееся - это результат того, что происходит у нас в обществе последние двадцать лет. Я не был паинькой, но когда я рос, было немыслимо не поздороваться с кем-то из старших или произнести вслух бранное слово. Когда росла моя дочь, мы всегда знали, где она и с кем, хотя тогда не было сотовых телефонов. Что происходит сегодня? Наши дети не хотят взрослеть, не хотят принимать решения, не хотят брать на себя ответственность. И это - система. Потому что - посмотрите вокруг - мы сами себя так ведем. Я думаю, то, что случилось у нас, может произойти где угодно. Байкальск тут не уникален. И каждый раз начинается одно и то же: проверки, оргвыводы, отчеты. Самое главное - отрапортовать наверх… Идет такая формализация жизни, а по сути - подмена ценностей: важно не сделать, а показать. И мы платим за это жизнями наших детей…
Фатальный недогляд
О том же говорит Любовь Николаевна Грабченко, отдавшая работе в школе 30 лет.
- Мы же все о своих детях знали: у кого кошка, у кого собака, у кого - попугай. Кто родители, как семья живет - тысячи подробностей о каждом было известно. Сколько времени вместе проводили - то в поход идем, то металлолом собираем или концерт для ветеранов готовим. И дети - как на ладони: кто лидер, кто робкий тихоня, кто норовит за чужую спину спрятаться. Каждого видно, понимаешь, чего от кого ждать. А сейчас что? Учителя без конца свои отчеты пишут. А для родителей важно, чтоб ребенок был сыт-умыт и на уроки ходил. Раньше детям книжки читали, в театр их водили и на кружки, а теперь покупают айфоны. Раньше равнялись на героев "Молодой гвардии", а сегодня тон задают блогеры. Вы видели, что участники этой вечеринки выложили в соцсети? Накануне трагедии они себя показали во всей красе - "собрались они жестко бухать", и все знакомые должны были знать об этом. Потому что сегодня среди молодежи вот это круто. Все с ног на голову…
Без комментариев
Вход на территорию школы № 11, где учились все участники вечеринки, открыт. Стоящий у входа флаг приспущен. Мимо деловито снуют школьники, судя по виду, ученики 6-7-х классов, с сумками, полными учебников. Учебный год окончен, книги сдаются в библиотеку.
Завуч по учебно-воспитательной работе Татьяна Олеговна встречает нас понимающей улыбкой:
- Простите, но комментариев никаких дать не могу. Идет следствие…
Мы понимаем - своими глазами видели машину СК на стоянке перед администрацией. Пройтись по школе нам тоже не позволили, сославшись на проведение ОГЭ.
Выйдя за ограду, встречаем стайку подростков. Стоим поодаль, но слышно, что говорят они о той самой вечеринке. Смеются, показывают друг другу на телефонах видео, от которого у любого взрослого волосы станут дыбом.
- Вам смешно? - спрашиваю. - Почему?
В ответ - хохот и… "Иди на …, тетя".

Между тем
Как стало известно из сообщений официальных пресс-служб, "до конца недели пройдут родительские собрания в Слюдянском районе, а затем и по всей области, на которых вновь будут подняты вопросы профилактики подростковой преступности и формирования культуры безопасности среди молодежи. Власти и эксперты настроены выявлять и устранять проблемы, которые могут повториться в будущем. Проводятся дополнительные проверки, организуются открытые собрания с участием родителей, педагогов, представителей КДН и правоохранительных структур".
Прямая речь
Василий Темгеневский, мэр Байкальска:
- Очень важно не допустить сейчас формирования негатива в отношении семьи подростка, набросившегося с ножом на приятелей. Это многодетная семья, там есть еще и старшие, и младшие дети, и тут очень важно, чтобы не было какого-то отторжения этой семьи. Судить, особенно скоропалительно, никого не стоит. Нужнее всего этим людям сейчас помощь.
Я не склонен никого обвинять. Сказать, что родители плохо смотрели за детьми, язык не повернется. Семьи все без исключения благополучные. Родители работают, дети учатся хорошо, занимаются в секциях и кружках. Портреты некоторых висят на стенде "Ими гордится школа"…