Заслуженный учитель России Евгений Ямбург о современных выпускниках: «Я приятно удивлен!»
Прозвенел последний звонок, и вчерашние школьники сдают выпускные экзамены. Скажите, дети меняются с годами? Сильно отличаются выпускники 2025 года от 2024-го? От 2015-го или 2000-го? — Дети, конечно, меняются. Но не сильно. У меня сейчас выпуск – 120 человек. И я приятно удивлен, насколько это талантливые люди, причем не только в предметах, а в творчестве, живописи, театральном искусстве. Я отношусь к ним как к коллегам. Главное – сохранить оптимизм. Он нужен любому человеку: врачу, который входит в палаты, чтобы поддержать больных; бизнесмену, потому что у зануды никто ничего не купит; военному, которому важно быть оптимистом. В данном случае дети внутренне раскованны, и мне это очень нравится как педагогу. Я не собираюсь диктовать им свою волю, и многие вещи у нас рождаются в диалоге. Они – мои соавторы во многих интересных делах школы. Отличаются ли столичные ученики от тех, кто живет в небольших городах? — Я сам москвич в четвертом поколении. Но для меня «столичность» – это не территория, а мозги. Не хочу обидеть коллег, но я знаю в Москве «деревенские» школы, а в деревнях – гениальных, выдающихся учителей и директоров, которые ничуть не уступают столичным. С годами набирают популярность дистанционное и домашнее обучение. Много ли сегодня выпускников таких программ? — Есть две стороны медали – плюсы и минусы. Когда была пандемия и мы перешли на дистанционное обучение, многие его критиковали, называли потерянным годом. Но есть интровертированные дети, которым сложно отвечать при других. Когда они перешли на дистанционку, смогли себя проявить и поднять свои оценки. Я бы не стал отрицать дистанционное обучение, но и абсолютизировать его не буду. Помимо передачи знаний, есть нравственные и культурные ценности, которые надо передавать детям глаза в глаза, чтобы «в ухо влетело» и было слышно. Общение с педагогом в этом смысле ничто не заменит. Даже с точки зрения психических затрат: представим, ребенок забыл дома книгу. Учитель может начать скандал: «Забыл – иди домой». А я ему скажу: «Открывай планшет, ищи «Войну и мир», находи эту главу». Не надо устраивать из технологий проблему на ровном месте. Не надо ставить вопрос: или так, или так преподавать. Надо выступать и за живое общение, и за дистанционное. Говорят, на удаленке дети отвлекаются. Если учитель бездарен, у меня и на живых уроках будут смотреть в окно и отвлекаться. Что скажете об успеваемости учащихся, которые были на домашнем обучении? — Есть огромный холдинг, где учатся тяжело больные дети (проект «УчимЗнаем». – Прим. ред.), которые годами ждут лечения. Есть дети, которые просто нуждаются в домашнем обучении – из-за здоровья, особенностей интеллекта или психики. Те же дети с расстройствами аутистического спектра. Они не могут сосредоточиться при всех. Им целесообразно именно домашнее обучение и такая же сдача экзаменов – под камерами. Для большинства детей домашнее обучение – это не очень хорошо. Но все дети рождаются разными. В этом году школьникам сократили количество обязательных экзаменов. Как это сказалось на подготовке? — Это не совсем так. Количество обязательных экзаменов сократили только в девятом классе и только при сдаче ОГЭ. Русский язык и математика обязательны для всех. А если ты хочешь поступать в вуз и идешь в 10–11-й классы, будь добр, сдавай профильные экзамены: биологию и химию, или математику и физику, или историю и литературу. Но можно и не сдавать эти экзамены – тогда можно пойти в колледж. А колледжи сейчас сильно изменились в лучшую сторону. Раньше туда не хотели отдавать детей из-за контингента, а сейчас такого уже нет. Куда выпускники стремятся пойти после школы? Растет ли интерес к средне-специальному образованию? Кем выпускники мечтают стать чаще всего? — Сейчас нужна пропаганда в хорошем смысле слова. Нельзя заниматься нелюбимой профессией – ребенок должен выбрать то, что ему по душе, и этому учиться. Сложно поступить в медицинский вуз, но можно пойти в колледж, а уже из него перевестись в вуз и продолжить образование. Но Москве нужны и специалисты средней квалификации, причем везде. И это не просто ручная работа: даже сварщики сейчас работают со сверхпрочными материалами, управляя процессом с помощью пульта и джойстика. Нужны и медицинские братья, и многие другие. Сегодня поднимается военно-промышленный комплекс, там платят хорошие деньги. Поэтому дети идут в инженеры, чего раньше не наблюдалось. А блогерами многие хотят стать? — У меня театрализованный выпуск из детского сада, и мы задавали совсем маленьким детям вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Раньше говорили: учителями, врачами. А сегодня уже в шесть лет говорят, что хотят стать блогерами. Но это неплохо! Сегодня даже в четвертом-пятом классах дети ведут свои телеграм-каналы. Однако это по-своему опасно, если они там занимаются непонятно чем. Но у нас (среди педагогов. – Прим. ред.) есть «секретные» специалисты – педагоги, которые под чужими именами отслеживают, чтобы в этих каналах не было угроз суицида, буллинга и тому подобного. Это все очень важно. Блогеры – это очень уважаемые люди, способность донесения информации до людей нужна и в военном деле, и в финансах, и ничего плохого в этом я не вижу. Надо просто направить такое желание ребенка в нужное русло. Дайте совет родителям, как пережить окончание школы их ребенком. — Не дергайте детей! Даже ЕГЭ для тех, кто нормально занимался, большого стресса не дает. Давят родители и не очень умные учителя: «Не сдашь – пойдешь дворником!» Во-первых, идти дворником не зазорно. Во-вторых, на ЕГЭ жизнь не кончается – экзамен можно пересдать. Не надо нервировать детей, заводить их. Надо говорить: «Как бы ты ни сдал, я тебя люблю». Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1