Эксперты оценили методы родителей, стремящихся снизить влияние гаджетов на детей
Больше половины россиян стараются оградить детей от негативных последствий использования современных технологий. Такие данные содержатся в ежегодном исследовании "Информационные технология в восприятии россиян", проведенном совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и холдингом РОМИР.
Сегодня 63,4% опрошенных предпринимают определенные действия для защиты детей в цифровой среде. И вместе с этим доля людей, которые готовы не просто запрещать, а предпринимать конкретные действия - вести беседы, формировать правила, приводить в действие технические меры - демонстрирует не рост, а снижение. Эта тенденция указывает на феномен пассивной тревожности: взрослые все сильнее боятся, но все меньше делают.
"Растущая пассивность родителей в отношении цифровой среды, несмотря на нарастающее беспокойство, приводит к опасному вакууму. Это не просто отстранение - это утрата роли взрослого как навигатора в новой, сложной и подчас агрессивной информационной среде. Ребенок остается один на один с потоком контента, который не знает возраста, эмоций и границ", - уверена Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде. Без родительского участия дети оказываются особенно уязвимыми: они легче вовлекаются в токсичные онлайн-сообщества, сталкиваются с насилием, с агрессией, с деструктивными сюжетами, которые платформы порой подсовывают под видом "рекомендаций", считает эксперт.
Как показывает опрос, ситуация с зависимостью детей от цифровой среды оставляет желать лучшего. Каждый пятый родитель в России не ограничивает своих детей до 14 лет в использовании гаджетов, интернета и видеоигр. Чаще всего это семьи с двумя детьми, проживающие в городах-миллионниках.
Что предпринимают родители для минимизации влияния цифровой среды на детей? Прежде всего, стараются ограничивать время, которое проводит ребенок в интернете и в онлайн-играх. Однако, как показывают результаты исследования, эта мера демонстрирует более низкую эффективность по сравнению с другими, поэтому доля использующих ее родителей снизилась по сравнению с прошлым годом с 41% до 33,5%.
Кроме этого, около 30% родителей контролируют социальные сети своих детей-подростков (54% от всех детей) и мониторят страницы их друзей. Они считают, что такой подход сможет помочь увидеть проблему на первоначальном этапе и вовремя принять необходимые меры. Чаще всего это молодые родители до 45 лет со средним доходом, воспитывающие одного ребенка.
Одной из самых популярных мер являются профилактические беседы. Именно с их помощью стараются уберечь своих детей от негативного воздействия интернета почти 40% опрошенных родителей. Эксперты также считают эту меру очень эффективной. При отсутствии общения родителей с ребенком у последнего "начинается деформация социального опыта. Дети все меньше тренируются в реальных коммуникациях, у них формируется клиповое, поверхностное мышление, страдает способность к сопереживанию. Параллельно развиваются признаки цифровой зависимости", - считает Елизавета Белякова. А главное, если взрослый не задает рамки, не интересуется, не объясняет, - он перестает быть авторитетом. Его место занимают анонимные тренды, блогеры, алгоритмы. Возникает отчуждение - эмоциональное и мировоззренческое.
Примечательно, что в борьбе с чрезмерным увлечением детей технологиями взрослые часто используют эти самые технологии. Например, 57% родителей установили "детский фильтр" для защиты ребенка от нежелательного контента. Эту практику используют как молодые родители с первым ребенком, так и семьи с уже подрастающими детьми.
В ситуации с выбором мер для защиты детей обращает на себя внимание следующий момент: за год на 1,4% снизилась доля родителей, которые объясняют детям опасность бесконтрольного использования гаджетов и интернета. Но при этом на 3% выросла доля тех, кто использует "детский фильтр".
И здесь, как считают эксперты, важно не обвинять родителей, а помочь им превратить тревогу в участие. "Достаточно начать с простого, но регулярного: говорить с ребенком, интересоваться его цифровыми увлечениями, обсуждать увиденное. Такие разговоры не требуют специальных знаний, только искреннего внимания", - убеждена Елизавета Белякова.
Следующим шагом может стать совместная выработка правил: сколько времени можно проводить в интернете, какие сайты и игры приемлемы, что считается недопустимым. Эксперт считает, что "эти правила работают лучше, когда они установлены не директивно, а через диалог и согласие".
Елизавета Белякова рекомендует не проделывать эту работу в одиночестве: "Существуют родительские сообщества, образовательные ресурсы, проекты по цифровой гигиене, которые помогают взрослым быть рядом. Потому что дети нуждаются не в контроле как таковом, а в родителях, которые идут рядом - пусть и не зная всех ответов, но готовые искать их вместе".
Как проводилось исследование
Масштабное исследование "Информационные технологии в восприятии россиян - 2025", проведенное совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательским холдингом РОМИР, направлено на изучение динамики восприятия цифровых технологий в российском обществе и выявление ключевых трендов общественного отношения к технологическому прогрессу.
Исследование проводилось в три этапа: анализ медиапространства (1,1 млн сообщений от 460 тыс. авторов с совокупной аудиторией свыше 15 млрд человек), репрезентативный опрос 2500 респондентов в возрасте 18-65 лет и сравнительный анализ с данными 2024 года. Высокую степень преемственности обеспечило участие 81,2% респондентов прошлой волны.