"РГ" узнала, как отдыхают школьники в лагере "Янтарный" в "Артеке"

Подъем по мобильнику

"РГ" узнала, как отдыхают школьники в лагере "Янтарный" в "Артеке"
© Российская Газета

Эх, как не хватает "Артеку"... утреннего ку-ка-ре-ку! Или задорного горниста. На худой конец, дневального с его громоподобным: "Подъем!" Но романтика моего пионерского детства безвозвратно отступает перед атакой цивилизации.

Мой экскурсовод, тринадцатилетняя Даша Киселева из Санкт-Петербурга, удивляется:

- Какой горнист?! Нас будит будильник в телефоне. Вожатые в нашем отрядном чате обозначают время подъема, и каждый отвечает сам за себя. Обычно подъем в семь или полвосьмого.

...Мой восьмой отряд занимает несколько комнат на 3-м этаже спального корпуса. Живут ребята по шесть человек: две кровати на небольшом возвышении у стены, еще четыре - пониже. Огромное окно во всю стену открывает вид на зеленую лужайку. Тут же в блоке две раковины, душ и туалетная комната.

- Потом все заправляют кровати, умываются, - продолжает Дарья. - На это минут сорок дается. Кто управился, садятся в общем коридоре на парапет и ждут вожатого. Вожатый проверяет порядок, рассказывает о распорядке на день (это называется "штурвал") и отправляет нас либо на линейку, либо сразу на завтрак.

Лауреаты "Без срока давности"

"Янтарный" - один из девяти лагерей "Артека". В нем в одиннадцати отрядах собралось 340 человек. В моем отряде - 23 человека: 6 мальчиков и 17 девочек. 11, 12, 13 лет.

Я, выходит, 24-й. Дед полка.

Два вожатых: Дарина Кызметова из Омска и Настя Макеенкова из Воронежа. Ребята в отряде - лауреаты конкурса "Без срока давности". Все они участвовали в создании видеофильмов о мирных людях, пострадавших в Великую Отечественную. Моя знакомая Даша Киселева с двумя одноклассниками снимала фильм о художнике Павле Филонове, погибшем во время блокады. Теперь все трое - в восьмом отряде.

Живчики и обнимашки

После завтрака едем на экскурсию в Балаклаву и Севастополь. Подсаживаюсь к вожатой Дарине.

- Есть живчики, которых не унять?

"Есть и живчики, есть и девочка, которая при любом случае обнимает меня. Это надо принять, дети разные. А от бесконечных "Зачем? Почему? Когда?" мы ввели "Счетчик глупых вопросов". Это когда после рассказа вожатого ты чего-то проворонил или не понял, то сначала переспроси у соседа, а если и он не понял, тогда уж к вожатому.

...В Балаклаве перед музеем подводных лодок Дарина забегает чуть вперед ребятишек и под их вздохи закрывает собой автомат со сникерсами: "Только не это!"

- Дарина, почему? В "Артеке" же есть точно такие...

- Там продукция проверенная, а тут... Не нужны нам аллергия и несварение...

- Как ты быстро среагировала на автомат...

- Так я в этом музее уже больше двадцати раз была, знаю, что где находится.

Три футболки, двое джинсов

В Севастополе на набережной ребятам дается пятнадцать минут на сувениры. Все дружно разбегаются. Лишь Лера Полуэктова из Гатчины остается на скамейке.

- А ты чего?

- Я деньги в тумбочке забыла. Да мне ничего и не надо...

- Поддувает. Не замерзнешь?

- Не-е-ет. Нам же хорошую одежду выдали. Как только приехали, каждому по паре джинсов, по три футболки, ветровку, куртку, флиску, шапку. Только обувь да спальную и спортивную одежду надо с собой было взять... Жаль, что на память только шапочку отдают насовсем. Остальное придется сдать.

Потом выяснил, что стирают свое белье ребята сами либо сдают вожатым, а те - в прачечную.

От чафана до кёжа

Идем на обед. В "Артеке" шесть столовых - светлых, просторных. Но все равно недолгая очередь, ведь в каждой сходятся сразу как минимум два лагеря.

Через пять минут мы с подносами на раздаче. Теряюсь от незнакомых названий. Вот все обеденное меню на тот день:

Салаты: салат из квашеной капусты, чафан (комбинированная закуска: корейская морковка, говядина соломкой, свекла, картофель, капуста), огурцы, зелень.

Супы: дальневосточный, пуштем (суп по-удмуртски).

Горячее: ландорики (похоже на рыбу в кляре), бефстроганов, котлеты новомосковские.

Гарниры: картофельное пюре, рис припущенный.

Напитки: кёж (готовится из сока свежих ягод), сбитень.

Подсаживаюсь к ребятам. От запахов шалею. Через минуту ловлю на себе подозрительно внимательный взгляд Вити Махлина. О боже, у меня нож не в той руке!

Горн - дань традиции

После обеда - тихий час. Точнее, полтора-два... Он в "Артеке" называется "Абсолют". На меня кровать не выделена, поэтому собираю информацию, терзаю вожатую Настю.

- Смотрю, вожатые спокойно относятся к мобильникам...

- Мы - да. Знаю, что в региональных лагерях их у ребят изымают. Мы же используем их в работе. Есть свой чат, куда сбрасываем нужную информацию, иногда даже просим делиться впечатлениями о мероприятиях. Надо так построить и загрузить день, чтобы ребятам просто некогда было сидеть в мобильнике. Я тут третью смену, пока удается...

- Раньше символом пионеров был красный галстук. Он ушел в прошлое?

- В целом да. Но у нас есть такая однодневная должность, как командир отряда. Вот он носит красный или синий галстук и передает его следующему. Барабанов нынче совсем нет, а горн... В лагере "Лазурный" каждый день ровно в 12 часов горнист трубит на весь "Артек". Это дань традиции.

- Еще в прежние времена персонал гордился тем, что дети прибавляют в весе...

- Сейчас за этим специально не следят.

И мастера, и знатоки

После тихого часа идем в "Город мастеров". Это когда несколько лагерей сходятся в одном месте, а там...

Одни клеят самолетики из пластика, другие размахивают молотками на настоящей наковальне, третьи стреляют из лука, четвертые что-то мастерят из бижутерии, пятые сгрудились вокруг радиодеталей, шестые учатся игре на гитаре... А еще седьмые, восьмые и так до двух десятков.

Наш Толя Савицын из Санкт-Петербурга ограничился изучением семафорной азбуки. Да так в нее погрузился, что потом заразил ею весь отряд. Ребята к месту и не к месту стали общаться между собой, размахивая руками.

...После полуторачасового обучения все перемещаются в школу. Здесь наш отряд, как и все остальные, делится пополам. Половинки перемешиваются и, переходя из класса в класс, вступают в соревнования по знанию истории, географии, живописи, архитектуры, поэзии...

Вот тут уж Толя "семафорил" по делу. "Сколько медведей на картине "Утро в сосновом лесу"? - У Толи рука тут же взлетает выше всех. "Как в старые времена называли архитектора?" - Толя снова от нетерпения подпрыгивает с вытянутой рукой. "Кто автор картины "Золотая осень?" - Толя!!! Он все знает!

P.S.

Возвращаемся в отряд. В автобусе (тут даже по "Артеку" из-за расстояний и перепада высот часто ездят на авто!) сажусь рядом с рассудительным Гошей Либеровым из Калуги.

- Слушай, Георгий, я вот два дня с вами, и мне пришло в голову, что "Артек" - это муравейник, только очень просторный. Все в красивых разноцветных одеждах куда-то движутся по разным направлениям, но получается, что все организовано, продумано. Как думаешь, подходит?

Гоша держит взрослую паузу:

- Нет. Поправьте: все-таки он - человейник.