Контракты со школьниками: в России может кардинально измениться подход к подростковой занятости

Отложенные трудовые контракты Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) предложила внедрить отложенные трудовые контракты для школьников, чтобы создать правовую основу для их вовлечения в трудовую деятельность. «Мы предлагаем заключать со всеми соискателями на потенциальное рабочее место трудовые договоры, но с отложенной датой начала работы. Вот такое наш Трудовой кодекс позволяет, поэтому наставники смогут работать в том числе с потенциальными будущими работниками. Остается дискуссионным и открытым вопрос профессионального развития наставника и оплаты его труда», – заявила зампред ФНПР Нина Кузьмина. Заявление было сделано в рамках пресс-конференции, посвященной результатам полуфинала Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. По словам Кузьминой, школьники – это будущие соискатели, поэтому для них нужно проводить обязательные уроки трудовой грамотности. Согласно Трудовому кодексу РФ (статьи 21, 272), подростки смогут начать работать с 14 лет, но при соблюдении ряда условий, в том числе если работа не мешает учебе и не наносит вреда здоровью. Детский труд: новая норма или нет Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова на сессии «Семья на первом месте» «Форума будущего 2050» в Москве заявила, что к 2050 году детский труд должен стать нормой. «Отдельная категория – подростки, когда заканчивается детство и начинается юношество, когда нужно переходить из инфантильной позиции к позиции принятия решений. Здесь важно развивать подростковую занятость. Очень бы хотелось, чтобы в 2050 году у нас не считалось, что детский труд – это плохо, а было возможностью становления каждого ребенка», – сказала Львова-Белова. Она подчеркнула, что первый трудовой опыт может помочь подросткам в будущем. Международный опыт В странах Запада подростковая занятость строго регулируется законодательством, защищающим права несовершеннолетних. В США подростки могут работать с 14 лет на неопасных работах с ограничением по времени (не более 3 часов в учебный день и 18 часов в неделю для лиц 14–15 лет). В Германии совмещать учебу с оплачиваемой практикой на предприятиях позволяет система дуального образования, которая обеспечивает раннюю интеграцию в рынок труда. В странах третьего мира подростковая занятость часто обусловлена экономической необходимостью. По оценкам профильных экспертов, в 2020 году около 160 миллионов несовершеннолетних по всему миру были вовлечены в детский труд. По статистике, в Индии работают около 10 % детей в возрасте 10–14 лет, а в Боливии закон допускает работу с 10 лет. Мнение экспертов Абсурдная мера Член Совета по правам человека Александр Брод указывает на серьезный дефицит на рынке труда в России, который затрагивает строительный, аграрный секторы и сферу услуг. «Многие регионы пытаются преодолеть этот дефицит за счет привлечения внешней миграции, но не все получается. Вопросы адаптации мигрантов и привлечения квалифицированных специалистов остаются сложными», – отмечает он. Брод также подчеркивает, что существует много популистов, которые демонизируют мигрантов, представляя их как криминальное сообщество или носителей инфекционных заболеваний. Говоря о попытках ФНПР «застолбить» за собой молодежь, эксперт выражает сомнение в целесообразности инициатив, связанных с заключением договоров со школьниками. «Школьники еще не сформировались как личности, их предпочтения в выборе профессии постоянно меняются. На этом этапе говорить о каких-то обязательствах – это абсурдная мера», – считает собеседник «ФедералПресс». Вместо этого Брод предлагает сосредоточиться на профориентации, экскурсиях на предприятия и прохождении практики, что может помочь школьникам лучше понять свои интересы и перспективы. Что касается труда детей, Брод отмечает, что Трудовой кодекс позволяет официально оформлять трудовые отношения с 16 лет, а с 14 лет – в отдельных сферах, таких как спорт и цирковое искусство. «Говорить о труде школьников можно лишь в контексте общественно полезного труда, например участия в субботниках или уборках территории, но без чрезмерного энтузиазма, чтобы это не превращалось в рабскую повинность», – подчеркивает он. Брод также напоминает о негативном опыте советского времени и призывает разделять общественно полезный труд и трудовое воспитание, которое должно быть организовано под присмотром опытных педагогов. Сомнительная целесообразность Основатель портала по поиску работы Superjob Алексей Захаров указывает, что, на первый взгляд, эта инициатива не несет практического смысла. «Если профсоюз оплачивает дальнейшее обучение, это может иметь смысл, но в противном случае неясно, о чем идет речь», – отмечает он. Захаров указывает, что на сегодняшний день ничего не мешает работодателям заключать договоры со школьниками, так как это уже прописано в Трудовом кодексе. «Возможно, речь идет о каких-то несущественных уточнениях в законодательстве, но это не повлияет на количество школьников, которые будут работать», – добавляет он. Эксперт также подчеркивает, что если инициатива подразумевает стипендию от работодателя, то это не гарантирует, что школьники будут заинтересованы в таком подходе. «Мало кто пойдет на это, ведь они могут захотеть работать в другом месте», – говорит Захаров. Захаров задается вопросом о том, ради чего эта инициатива предпринимается. «Если цель заключается в привлечении рабочей силы, то это не сработает, так как на рынке труда уже существует дефицит», – подчеркивает он. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Контракты со школьниками: в России может кардинально измениться подход к подростковой занятости
© РИА "ФедералПресс"