Основным трендом онлайн-обучения становится искусственный интеллект
Одним из трендов последних лет стало дистанционное обучение. Современные инструменты позволяют школьникам и студентам осваивать самые разные дисциплины в режиме онлайн.
Пик такого обучения пришелся на пандемию COVID-19, но и сейчас дистанционные занятия - неотъемлемая часть образовательного процесса в отечественных школах и вузах. Причем речь идет не только о классических онлайн-уроках. Здесь и самостоятельная работа с цифровыми инструментами, и индивидуальные консультации преподавателей, и различные групповые проекты. Даже проверочные работы, и те могут проходить дистанционно.
"Онлайн-технологии стремительно развиваются в образовании, и сейчас уже невозможно представить обычную среднюю школу без дополнительных онлайн-ресурсов. Также появилось много онлайн-школ, где можно получить среднее образование не выходя из дома. Возможно, вскоре большую часть времени ученики будут заниматься из дома, пользуясь только онлайн-технологиями", - сказала "РГ" член экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию, заведующая кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ Марина Мельничук.
По ее словам, онлайн-технологии в образовании и воспитании включают в себя как образовательные платформы, так и игровые ресурсы для детей и младших школьников.
"Например, "Приключение Чевостика" - это аудиоэнциклопедия для детей от двух лет, где ребенок может получить ответы на интересующие его вопросы", - пояснила эксперт.
Цифровая среда помогает увлечь детей наукой с ранних лет, добавляет начальник отдела технологий онлайн-образования Тольяттинского госуниверситета Анна Богданова. "В детском университете "Эйнштейн" при нашем вузе с помощью современных технологий ученики 1-5-х классов вовлекаются в исследовательские и инженерные проекты, что помогает им выбрать будущую профессию", - пояснила она "РГ".
Конечно, онлайн-обучение требует особого подхода и специальных инструментов. Сегодня в сфере образования используются все возможные достижения современных науки и техники, рассказал "РГ" директор по производству и учебно-методической части онлайн-школы "ИнтернетУрок" Юрий Гребенюк. "К примеру, интерактивные платформы с возможностью построения индивидуального образовательного маршрута, когда часть теории подается в формате видео, часть в текстовом или графическом. А также онлайн-тесты, тренажеры для самопроверки", - отметил эксперт.
К современным онлайн-технологиям в образовании можно также отнести виртуальную и дополненную реальность (AR/VR), аналитику данных, симуляцию различных ситуаций. Но самым значимым трендом в образовании в 2025 году становится искусственный интеллект (ИИ), отмечается в совместном исследовании НИУ ВШЭ и Ultimate Education.
Онлайн-обучение требует особого подхода и специальных инструментов
"Мы применяем технологии ИИ для частичной автоматизации образовательных процессов, - рассказала "РГ" академический директор онлайн-школы "Фоксфорд" Екатерина Латыпова. - Например, внедрили в наши вебинары модель, модерирующую чат и удаляющую токсичные сообщения с ругательствами и оскорблениями других участников. Это формирует у детей навык экологичного общения и очищает чат от спама".
Активное внедрение ИИ идет и в отечественных вузах. "Технологии генеративного ИИ позволяют, например, обеспечивать проктеринг (процесс контроля за проведением экзаменов. - Прим. ред.) при сдаче онлайн-экзаменов, выявляют индивидуальные особенности студентов и делают процесс их обучения более индивидуальным и адаптивным, избавляют преподавателей от рутины, например, при проверке курсовых работ", - рассказал "РГ" заместитель начальника отдела развития НИУ "МЭИ" Александр Белобородов. Другой инструмент, который, по его словам, активно внедряется в обучение будущих инженеров, - это цифровые двойники сложного оборудования. Они позволяют студентам в режиме онлайн совершенствовать свои навыки по работе с оборудованием и технологическими процессами.
В образовании сегодня активно используются цифровые платформы, специально разработанные для школ. "Министерство просвещения РФ регулярно рекомендует к внедрению электронные образовательные ресурсы: в актуальном списке значатся, например, платформы "Академия Минпросвещения России", "Учи.ру", "ЯКласс" и другие", - отмечает Анна Богданова. Директор EdTech-компании "Лань" Александр Никифоров также в числе наиболее популярных сегодня технологий называет LMS (Learning Management System) - платформы для управления обучением, с доступом к учебным материалам и возможностью контроля образовательного процесса и полученных знаний. "В перспективе, полагаем, будут разрабатываться и совершенствоваться виртуальные ассистенты по работе с базами верифицированных источников, а еще дальше - вполне вероятно, появятся персональные цифровые кураторы или тьюторы для обучающихся", - рассказал "РГ" эксперт.
Цифровые помощники в образовании уже становятся реальностью. К примеру, один из резидентов инновационного центра Новгородского госуниверситета создал платформу для образовательного процесса на базе ИИ. Ученик заходит в приложение и видит, что завтра урок физики, решает заранее подготовиться, и система тут же адаптирует материал под него, исходя из информации об успеваемости и предпочтениях ученика. По оценке разработчиков, система может повысить общую успеваемость на 30 процентов.
В целом эксперты отмечают два важных плюса онлайн-образования - возможность заниматься детям, которым не всегда подходит традиционный учебный режим (школьники с ограничениями по здоровью или спортсмены, проводящие много времени на соревнованиях), а также возможность подстраивать обучение под темпы усвоения материала разными людьми.
В тему
По данным агентства Smart Ranking, в 2024-м суммарная выручка ста крупнейших edtech-компаний России достигла 144,5 млрд рублей - на 19 процентов больше, чем годом ранее.
Самую большую долю на рынке EdTech занимает дополнительное профессиональное образование - 55 процентов. Сразу за ним идет детское онлайн-образование - 29 процентов. Среди школьников сегодня популярна подготовка онлайн к ОГЭ и ЕГЭ, районным и региональным олимпиадам. Кроме того, значимую часть детского сегмента занимают онлайн-курсы по допобразованию: робототехнике, программированию, дизайну, профориентации.
Третье место на рынке онлайн-образования занимают различные программы изучения иностранных языков. Хотя их доля (5 процентов) не так велика, но есть стабильный спрос.