Мединский: мы призываем к честности — перед историей и перед самими собой
— По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учебники истории в СНГ представляют Россию времен СССР в негативном ключе. Сергей Кравцов также сказал, что сейчас ведется активная работа со странами СНГ по разработке общей трактовки истории. Планируете ли принять участие в этой работе? Если да, то какие конкретно меры будут приниматься для достижения результата?
— Не совсем так. Такой негатив прослеживается по отношению к истории России вообще, а не только советского периода. В основе концепции исторического мироощущения в некоторых государствах закладывается принцип "мы были всегда, а Россия нас сделала своей колонией". С точки зрения политтехнологии это понятно — независимое государство нуждается в собственной исторической мифологии. А где ее взять?
Просто эта мифология расходится с исторической реальностью. На самом деле — я об этом говорю в цикле лекций "Собиратели земли русской" на канале RT и Лектории "Достоевский" — все происходило ровно наоборот. После присоединения к России, причем в основном мирным путем, Российская империя создавала условия, чтобы присоединенные народы — подчеркиваю: в абсолютном большинстве случаев именно народы, а не государства, поскольку никаких государств не было, — сохраняли свою идентичность, культуру, язык, вероисповедание. По факту — закладывались основы государственности этих народов.
Именно России — и особенно подчеркну: советским коммунистам — они зачастую обязаны тем, что сегодня у них есть своя полноценная национальная государственность.
Что касается конкретных мер, то могу сказать одно: наша работа строится и будет строиться в режиме взаимоуважительного диалога, никакого давления нет и не будет. В конце концов, преподавание истории — это внутреннее дело, просто мы призываем их к честности перед самими собой и историей.
—Раньше предмет обществознание изучали с 6-го по 11-й класс, с 2026 года будут только с 9-го по 11-й. Как с учетом этого изменится содержание учебников? Какие темы уберут из предмета, а какие будут новыми? Какие из этих учебников уже готовы?
— Уже готовы все три учебника, ведется их доработка и редактирование. Говорить о том, что какие-то темы "уберут" совсем, — неправильно. Задача стоит сделать так, чтобы материал учебников был: а) понятен для школьников; б) актуален и современен.
— В эфире телеканала "Соловьев Live" вы сказали, что украинские учебники прививают детям ненависть к России. Однако учебники далеко не всегда могут сформировать мировоззрение человека. На него также влияет информационное пространство. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы открыть украинским школьникам иную точку зрения на исторические события через интернет? Может, нужны адаптированные материалы со специальным подходом для учащихся с Украины?
— Лучшее, что можно сделать, — это обеспечить выполнение всех целей СВО, поставленных президентом. В этом смысле наша армия сейчас делает для украинских школьников больше, чем кто бы то ни был.
Что касается интернета, то и сегодня украинские школьники могут находить наш исторический контент в Сети. И находят. Но при этом известно, что на Украине действует жесточайшая цензура. Я не возьму на себя моральную ответственность призывать украинских школьников читать российские ресурсы, чтобы местные бандиты, воспользовавшись этим, потом расправились с подростком или его родителями.
Главное: когда мы создаем исторический контент, мы не отделяем украинских детей от русских и не производим некий специфический "украиноориентированный" продукт. Мы уважаем, более того — знаем и любим историю талантливого и трудолюбивого народа древних русских земель по обе стороны Днепра, Новороссии и Крыма. Мы — один народ, историческая Родина у нас одна.
Очень хочу верить, что на Украине и школьники, и взрослые смогут уже в недалеком будущем пользоваться всем многообразием российского интернет-пространства и никакой специальный контент им не потребуется.