Чем живёт книжный Новосибирск - в беседе с автором фэнтези Лией Альман

Сегодня вы встретитесь с ещё одним сибирским автором, который стал участником нашего литературного проекта благодаря фестивалю "Планета Омск". Лия Альман, автор книг "Когда вода заговорит" и "Где рождается свет", создаёт истории в жанре фэнтези. Она радеет о тех литераторах, которые не могут пробиться в крупные издательства, и поэтому открыла своё, назвав его "Лампочка". В интервью "Омск Здесь" Лия Альман рассказала, что ценит в литературе, почему в новосибирском трамвае продают книги, зачем и как пишутся персональные истории и стоит ли жить "как надо". - Вы пишете с 7 лет, а всерьёз - с 2020 года. От чего и как произошёл переход к "всерьёз"? - Писательство было со мной так долго, что я воспринимала его как часть себя. Это было так же естественно, как дышать. На то, чтобы понять, что не все люди сочиняют при любом удобном случае, ушли годы. В определённый момент жизни я начала зарабатывать тем, что пишу тексты. И так пришло понимание, что я могу отделить писательство от себя и подарить людям свои истории. - К жанру фэнтези вы обратились не сразу, до этого были драматургия и сценаристика, мистика, реалистичные истории. Чем привлекла фантастика? - Не фантастика, а именно фэнтези. Я знаю, что технически их относят к одному жанру, но не согласна с этим. Для меня - это разные жанры, которые могут сплетаться, но всё же не являются одним целым. Мне кажется, что это не я выбрала фэнтези, а фэнтези выбрало меня. Вообще, я большой поклонник реализма, но писать получается именно что-то с мистической ноткой. А сейчас вообще в работе у меня книга с огромным авторским миром. Мне кажется, так я могу дать полноценную жизнь своим персонажам. - Какая литература сформировала вас? Какие книги любите читать и можете посоветовать? - С самого детства я читала всё, до чего могла дотянуться. Спасибо огромное моей бабушке, которая собрала дома целую коллекцию самых разных произведений. А местные библиотекари знали меня в лицо. Постепенно вкусы оформились более конкретно. Подростком я обожала исторические романы. Дюма, Гюго, Золя… Но моим фаворитом был (и остаётся в этом направлении) Валентин Пикуль. Потом очень прониклась реализмом. На данный момент всей душой люблю Бакмана. Если говорить о книгах, которые я готова советовать всегда, то пусть будет мой личный топ-3: "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" Фредерик Бакман. Очень светлая и щемящая история о том, что мы не всегда знаем людей, которые живут с нами рядом. И о том, как важно уметь отпускать, но при этом хранить память. "Пером и шпагой" Валентин Пикуль. Потрясающая историческая хроника! Книга, в которой выдержан идеальный баланс между дипломатическими интригами и жизнью. Смесь исторического, любовного и шпионского романа. "Пять четвертинок апельсина" Джоанн Харрис. Роман о том, что бывает, если не говорить детям, как любишь их. А ещё о том, что не всегда исполнение желаний приносит радость. Это красивое, но болезненное произведение о семейных тайнах и жестокости. - Что для вас важно в написании произведения? Без чего оно не сможет состояться? - Смотря с какой точки зрения рассматривать. Если с технической, то важны писательские навыки, понимание композиции, арки, умение строить конфликт и прописывать персонажей. Но на одной технике не уедешь. Произведение будет сухим и плоским, как ни старайся. Одноразовым. Такую книгу забудут через полгода. По-настоящему сильные книги рождаются из любви к своим персонажам и из веры в идею, которую хочешь нести миру. - Кроме этого, вы писали персональные книги - как и для кого они создаются? Что важно учитывать? - Персональные книги - это короткие истории, написанные по жизни человека, но оформленные как художественное произведение. По сути, главное здесь - понимать, кто тот человек, для которого пишешь. Такие книги не могут быть универсальными. Их нельзя наложить на один шаблон и просто менять имена. Эти книги всегда покупались для людей в какой-то особенный период их жизни, в моменты, которые им важно сохранить. И книга должна это отражать. Например, девушка очень хотела показать, что видит своего молодого человека уникальным. Поэтому мы создали для него историю, в которой он не просто парень, а супергерой. Только его способность не в умении летать, а в том, что он моментально засыпал, мог делать это даже стоя во время рабочей смены и при этом через три минуты быть бодрым и полным сил. Ещё был заказ, где мама хотела показать дочери, что перед ней необъятное море возможностей, что мир открыт для неё. Поэтому я написала дневник ангела-хранителя. Там он рассказывает о своей подопечной, говорит о том, что всегда рядом с ней, поддерживает её и помогает во всем. Так что, если очень кратко, главное в персональных книгах - слышать не только то, что рассказывает заказчик, но и то, о чём он молчит. - Что сподвигло вас к открытию независимого издательства? С какими авторами сотрудничаете? Насколько это ресурсозатратный проект? И как в сибирской столице относятся к подобным инициативам? - В нашей стране книгоиздание имеет черты монополии. По сути, на рынке присутствуют холдинг и небольшая кучка независимых издателей. При этом холдинг давно стал бездушной корпорацией. Очень часто (есть и исключения, но их мало) авторы там просто звено. Их не слышат, книгам не уделяют должного внимания, работа идёт на поток и ради сиюминутной выгоды. На мой взгляд, такое отношение губит книжную сферу. Я хотела создать место, где книги правда любят. Где к автору и читателю относятся с максимальным уважением, а все участники процесса чувствуют себя на равных. Мы сотрудничаем с русскоязычными авторами по всей стране. Для нас не имеет значения возраст, пол, статус писателя. Нам важно только то, как он пишет. Это очень затратный во всех планах проект. По сути, вот уже девятый месяц мы работаем на голом энтузиазме. Мы публикуем книги, ведём соцсети, выезжаем на ярмарки, ищем коллаборации, проводим отборы рукописей, общаемся с блогерами и ещё много-много всего. Это занимает по 6-12 часов 7 дней в неделю. И пока ещё даже близко не окупается. Но мы понимали, на что шли, и готовы работать дальше. Потому что в России огромное количество прекрасных книг, множество талантливых авторов. Мы хотим не только открывать новые имена, но и чтобы издательство "Лампочка" ассоциировалось с качественными, тёплыми, душевными книгами, которые хочется читать и перечитывать. В Новосибирске нас приняли хорошо. Мы тут не единственные. Например, у нас также есть издательство "Ирга", которое выпускает книги сибирских авторов. К сожалению, пока нет поддержки на уровне Минкульта, но нас уже знают читатели, и это главное. - При встрече мы с вами говорили о книжном магазине в 13-м трамвае - расскажите, что это за трамвай и как в нём поселились книги? - О, это прекрасная инициатива Анны Волокитиной - основательницы магазина "Сибирь на страницах". Изначально магазин существовал только онлайн. Но однажды Аня увидела памятник трамваю (легендарный для Новосибирска маршрут № 13) и подумала, что там было бы здорово открыть книжный магазин! Не представляю, как ей это пришло в голову, но идея гениальная! Она прошла кучу бюрократических препятствий (всё-таки это памятник), и вот уже третье лето за Оперным театром живёт самый необычный книжный магазин. Там можно найти книги сибирских авторов и издательств, а также много краеведческой литературы. А в этом году "Сибирь на страницах" пошли ещё дальше. Они организовали фестиваль "Трамвай 13" и будут проводить всё лето мастер-классы и лекции для писателей, встречи с интересными творческими людьми. Участники фестиваля смогут написать свои рассказы в рамках фестиваля. Участвовать можно лично и онлайн. Так что в том числе фестивали открыт и для авторов из других городов. Кстати, наше издательство по итогам фестиваля выберет несколько рассказов и выпустит сборник "Новосибирск: между строк". - Вы приехали в наш город для участия в фестивале фантастики и фэнтези "Планета Омск". Какие впечатления от него и поездки? Как часто у вас случается подобная активность? - Учитывая обстоятельства, считаю, что организаторы сделали практически невозможное. Тамара Львова проделала гигантскую работу. Надеюсь, что фестиваль станет постоянным в вашем городе, и мы сможем приезжать чаще. Тем более Омск - очень приятный город. В Новосибирске тоже есть такие фестивали: "Новая книга" проходит 2 раза в год. Есть "Книжная Сибирь" и "Белое пятно". - Отвлечёмся от литературы. Одно из ваших образований связано с детьми с РАС. Почему выбрали это направление и какие задачи ставите перед собой в нём? - У моей дочери РАС, поэтому можно сказать, что образование я выбирала из личных мотивов. Для меня это образование - это прежде всего способ самой разобраться в теме. Сейчас всё больше деток с РАС, и они замечательные. Я много ребят вижу в том числе по работе. Среди них много талантливых, светлых людей. Надеюсь, что однажды наше издательство сможет выпустить специальную серию книг, которая будет связана с детьми с РАС. - Вы добавили в коллекцию смыслов нашего проекта цитату из вашей книги , сказав, что всё изменилась, когда вы стали верить чувствам, а не тому, в чём себя убеждали. Что тогда произошло? - Пожалуй, это слишком длинная и личная история, чтобы освещать её в рамках интервью. Скажу лишь, что долгое время я жила так "как надо", как от меня ожидал кто-то другой. Наверное, это частая проблема моего поколения. И только после того, как я начала слушать чувства, верить им, я нашла себя, нашла своё дело по душе, почувствовала себя и правда живой. Фото: скриншоты проекта "Встречи с автором"

Чем живёт книжный Новосибирск - в беседе с автором фэнтези Лией Альман
© Омск Здесь