Реанимации для новорожденных должны быть открыты для родителей: эксперты непреклонны

Примерно 5-6% детей в России рождается раньше срока — это около 80 тысяч недоношенных малышей каждый год. Они нуждаются в длительной, иногда на протяжении нескольких месяцев, медицинской помощи в условиях стационара. И, хотя российские законы разрешают пребывание мамы в реанимации вместе с малышом, на практике все сильно зависит от региона или даже от конкретного медицинского учреждения. «Семья в отделении реанимации новорожденных: право, роскошь или необходимость?» - в ходе круглого стола на эту тему на этот вопрос ответили эксперты.

Реанимации для новорожденных должны быть открыты для родителей: эксперты непреклонны
© Московский Комсомолец

© Наталья Мущинкина

Опрос среди 165 мам недоношенных детей, проведенный фондом «Право на чудо» в конце 2025 года, показал, что по-настоящему открытыми в стране (то есть, с доступом в любое время) оказались менее половины реанимаций. 19% респонденток рассказали о том, что их новорожденные пребывали в реанимациях с доступом без ограничения времени, а еще в 18,2% случаев реанимации закрывались только на ночь.

Увы, в остальных случаях все было не так радужно. О доступе к детям на протяжении 2-4 часа в день сообщили 19,7% опрошенных, а еще 4,4% сообщили, что им разрешали находиться с их детьми не более часа в сутки. 16,5% рассказали, то им разрешалось кормить детей. В целом 20,4% отметили, что реанимации были полностью закрыты. О том, что не участвовали в уходе за ребенком в период его пребывания в реанимации, упомянуло 45,5% опрошенных. Некоторые процедуры позволяли проводить с ребенком 28,4% матерей. При этом большинство уходовых процедур самостоятельно осуществляли лишь 5,2% опрошенных.

Бала ли возможность у других членов семьи посещать ребенка? 59% мам ответили, что нет. Только в 20,9% случаев родственники посещали детей в реанимации наравне с мамой. Что касается доступности психологической помощи в реанимации, то в 2019 году о ее полной недоступности сообщали 52% респондентов. Но в 2022 году их количество сократилось до 30%. И это все равно очень мало.

При этом многие участницы опроса рассказали, что часто маме позволяли находиться рядом лишь формально – через стеночку, но не участвовать в уходе. А этого недостаточно. «Почти 60% родителей недоношенных детей не имеют возможности быть постоянно рядом со своим малышом в отделении реанимации. Но для недоношенного ребенка семья – это важная часть терапии. Нужно помочь этим семьям и сделать родителей полноценными участниками процесса», - считает мама недоношенного ребенка, один из инициаторов опроса Наталья Зоткина.

Как рассказывает юрист Российского общества неонатологов, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института ФГАОУ ВО РУДН имени П. Лумумбы, Диана Мустафина-Бредихина, в соответствии со статьей 51 Основ законодательства об охране здоровья граждан пребывать в реанимации с ребенком может законный представитель или любой член семьи: «Например, тот, с кем вы выведет совместное хозяйство - член семьи. Бабушка, тетя, муж и так далее. Но на практике нередко медицинские организации говорят — нет, только мама. Конечно, есть медицинские противопоказания для посещения если человек чихает, кашляет его никто не пустит, и реанимация на должна быть проходным двором. Но моя практика показывает, что конфликтов меньше там, где реанимация открытая. Когда она закрыта, включается ресурс, который не знает границ, - человеческая фантазия».

Профессор, главный научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» М3 РФ Елена Байбарина считает, что допуск родителей в реанимацию – это эволюция медицины: «Много лет назад родителей считали рассадником заразы: я помню времена, когда к ним раз в день выходил лечащий врач на 5 минут. Сегодня все иначе. Есть понимание, что присутствие родных в реанимации важно для психологического состояния ребёнка и родителей. Ведь если мать долго на видит и переживает за малыша, у нее развивается дикий страх, который впоследствии выливается в комплекс гиперопеки. Такая мать подавляет инициативу ребенка, он становится неуверенным в себе. Присутствие матери в реанимации оказывает колоссальное влияние на оздоровление ребенка. Мать учится понимать, когда малышу становится плохо, она становится грамотной. Поэтому семейно-ориентированный подход в выхаживании с самых первых часов после рождения должен стать золотым стандартом помощи недоношенным по всей России. Без доступа родителей в реанимацию не получится проводить развивающий уход за детьми - это новая сфера, и доказано, что это влияет на когнитивное развитие ребенка в дальнейшем. Ну, и грудное вскармливание: без матери оно недоступно для тяжелобольных детей, которым оно особенно нужно». Елена Байбарина отметила, что активное участие родителей укорачивает госпитализацию на 5–10 дней и вероятность септических осложнений на 36%.

«Наличие родителей рядом с больным пациентом — это и огромная ответственность, - считает главный внештатный специалист неонатолог Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач ГБУЗ “Морозовская ДГКБ ДЗМ Валерий Горев. – Поэтому выхаживание должно быть не только семейно-ориентированным, но и партнерским, с правами и обязанностями с каждой стороны».

Семейно-ориентированные стратегии выхаживания недоношенных детей направлены на то, чтобы семья стала полноценным участником процесса спасения ребенка. Для этого необходимо перейти от условного присутствия родителей рядом к обеспечению осознанного и активного содействия семьи в самый критический момент жизни - с самых первых часов после рождения, считают эксперты.

Что нужно сделать для того, чтобы реанимации в стране стали более открытыми? «Закон уже есть, но мы видим, что он не всегда и не везде работает, - рассказывает депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. - Заставить его соблюдать невозможно, можно только заинтересовать. Объяснить медицинскому учреждению, почему выгодно пускать родителей, чтобы они всегда были рядом и участвовали в уходе. Обучение родителей должно быть частью лечебного процесса. А школы для родителей недоношенных детей необходимо сделать оплачиваемой работой».

Эксперты напоминают, что к недоношенности приводит огромное количество причин, и никто не застрахован от рождения такого ребенка. «Снизить процент недоношенности помогает репродуктивная диспансеризация, - напоминает Елена Байбарина. – Верьте своим врачам, не читайте Интернет и выполняйте назначения лечащих докторов».