Войти в почту

Александр Пряников — о том, как делать покупки на рынке

— Александр, вы сняли множество программ о рынках в разных странах мира. Для одних людей поход на рынок — это стресс. Для других — приключение. Но в любом случае рынок — место, где всегда подсознательно ждешь какого-то подвоха. Как обезопасить себя от обмана?

Александр Пряников: Что бы ни говорил продавец: что он твой лучший друг, что у него самые лучшие фрукты, что сейчас такой цены нигде не найдешь, его цель — продать тебе товар. Правило только одно: слушай продавца вполуха и решай сам. Успех на рынке зависит от тебя, насколько ты разбираешься в товарах и можешь на вкус определить зрелый товар от незрелого, качественный от некачественного.

Надо быть готовым к тому, что вам вместо трех помидоров положат пять или слегка обвесят. Рынок — не то место, где к этому надо придираться. Если речь о больших суммах — другое дело. Сдачу считайте, как говорят, не отходя от кассы.

На всех рынках мира среди продавцов есть хитрюги. Они понимают, что ты, белая обезьяна, приехал к ним ну максимум на две недели (если мы говорим про отпуск). И даже если ты придешь к ним 5-7 раз, они знают, что ты все равно потом уедешь. Поэтому хитрецы ведут себя так, будто ты их близкий родственник. И потом все равно тебе что-то впарят. А городской человек, когда его называют братом и клянутся в вечной дружбе, сказать «нет» уже не может.

— Ну а что если ты ходишь на рынок не в отпуске, а по месту жительства?

— Это другое дело! Тут уже нужно выстраивать доверительные отношения. Если продавец давно на рынке и завтра отсюда бежать не собирается, репутация для него важнее, чем желание продать лежалый товар. Ему можно доверять. И если он предлагает бакинские помидоры, должно быть, не врет.

— А как могут обмануть с бакинскими помидорами?

— Запросто! Если вы не профессор сельскохозяйственного института, и не занимаетесь всю жизнь этими помидорами, то, конечно, по вкусу не отличите, какие из них бакинские, а какие нет. Остается только доверять. Но и тут есть секрет. Самые вкусные бакинские помидоры выращивают в селе Зиря. Так что спрашивайте не просто бакинские помидоры, а Зиряновские. И продавцы будут воспринимать вас всерьез.

— Российские рынки как-то отличаются от зарубежных?

— На рынках за границей продавцы чувствуют себя спокойно и уверенно. Там, например, без проблем можно снять производство черной икры и рыбы. У нас нет. Например, Астрахань, казалось бы центр рыбного производства! Но приходишь на рынок, а там только две лавочки с икрой. Мы месяц искали предприятие, чтобы снять чан с икрой и конвейер. В итоге так и не нашли. Никто с камерой на производство нас не пустил. Они боятся, что мы можем показать лишнее, и их закроют. И так везде, какой товар не возьми.

— А цены?

— У меня есть такой пример. В городе Пусан в Южной Корее есть шикарный рыбный рынок. Там вся продукция в огромных аквариумах. Живая! И все эти морепродукты при вас же готовят! В двух часах лета от Пусана — наш Владивосток. И там тоже есть рыбный рынок. Но, если сравнивать с Пусаном, это два аттракциона против Диснейленда. В Пусане всего в 100 раз больше и в 10 раз дешевле.

— А советское прошлое повлияло на наши рынки?

— Еще как! 70 лет советской власти почти уничтожили самобытность регионов, в том числе и кулинарную. Едешь по Испании, тут петуха в вине готовят, а через 100 км уже устрицы и улитки подают. У нас можно и 10 тысяч км проехать, а по пути везде будут борщ, котлеты, пюре.

Конечно, есть интересные, самобытные блюда, но их еще надо поискать. Например, в Тамбовской области готовят свиные желудки. Их набивают мясом и запекают. Вкуснятина! И из этого мог бы получится фаст-фуд мирового уровня! Сытно, вкусно и такого нигде не увидишь!

Именно это и ценят туристы во всем мире. Но нет, там говорят «ну что же тут такого, мы это каждый день едим, ничего интересного». Или наша каша из тыквы. Это же тоже «вау»!

— Да и истории рынков у нас нет такой, как в Стамбуле, например.

— В СССР как считали: кто торгует на рынке, тот спекулянт. А тем временем во всем мире рынки веками развивались. Скажем, Гранд-Базар в Стамбуле. Там на рынке — семейный бизнес, за прилавком мы видим третье, четвертое поколение одной семьи.

— В Москве такого не встретишь?

— В Москве на любом рынке у меня ощущение, что все эти продавцы тут временно, что приехали заработать и скоро уедут. Они чувствуют, что в любой момент им могут сказать «иди отсюда». А на Гранд-базаре все иначе. Отдал 15 килограмм золота, получил магазин — он твой. В этом и разница между нашими базарами.

— Сколько рынков вы посетили за пять лет съемок, и какой из них произвел на вас шоковое впечатление?

— Я торговался примерно на 150 рынках мира. А шокировал меня оптовый рынок съедобных насекомых на границе Таиланда и Камбоджи, где закупается весь уличный стрит-фуд. Саранча, гусеницы, речные клопы, сороконожки — казалось, там продавали все, что ползает. Я попробовал омлет с муравьиной икрой. Икра, кстати, очень вкусная, кисленькая и хрустит на зубах. А жареные кузнечики и гусеницы — как чипсы. Саранча и короеды на вкус как горох.

— А какое насекомое самое вкусное?

— Речной клоп! Очень страшный тараканище с виду. Здоровенный — сантиметров 10 в длину. Его тут же на рынке тетка опускает в чан пальмового масла, и на тарелку. Оказалось, этот таракан питается гнилыми фруктами, и потому его мясо — с фруктовым вкусом и пахнет манго. М-м-м, объедение!!

— А противозаконные вещи вам на рынках предлагали?

— Один раз в Малайзии я увидел, как старик на улице продает какие-то тонизирующие семена. Не удержался — купил. Он мне протянул лист, скорлупу от ореха, в ней семена, и дал мне еще три палки. Работает это так: семена заворачиваешь в лист палками и жуешь. Должно быть весело и бодро. Я съел, но ничего не произошло.

— За что вы торговались, как говорится, до посинения и стоило ли оно того?

— Если честно, когда продавцы понимают, что мы снимаем программу для телевидения, они нас всем угощают бесплатно, какие-то вещи дарят. Конечно, ковер ценой в 50 тыс. долларов, даром не отдадут, но за такие вещи я и не торговался. Если торгуешься только ради интереса, только оскорбляешь продавца.

— А как правильно торговаться?

— Вот понравился тебе помидор, например. Спросил цену. Называют 100 рублей, скажем. Вам дороговато. Вы понимаете, что купите за 70. Тогда говорите: «Отдай за 50». И в какой-то момент вы сходитесь. Но если ты тут же говоришь «спасибо, я только хотел узнать цену», считай, что плюнул продавцу в душу. Они очень обижаются.

— На рынках продавцы сплошь и рядом предлагают попробовать свой товар. Можно ли пробовать и при этом не отравиться?

— Если продукт для вас новый, гарантий никаких. Например, сюрстреминг — тухлая шведская селедка. Она продается во вздутых банках. И чем больше банка вздута, тем круче. И пахнет селедка тухлятиной. Как тут заранее узнаешь реакцию организма? Сложно. Тут всегда риск.

— У вас лично был как-то неудачный опыт с новыми продуктами?

— Один раз я пробовал сырую сардину. Дело было в Ливане. Продавец у меня на глазах отрывал головы рыбкам и сам их ел, как ни в чем не бывало. И меня угостил: «Бери — ешь». Я и съел. И четыре рабочих дня выпали из графика, вот так меня скрутило. От двух малюсеньких рыбок.

— У вас была репутация шоумена, гламурного персонажа. С чего вдруг вас заинтересовала тема рынков?

— Сегодня абсолютно негламурно быть гламурным. И рынки — это жутко увлекательно! Клубы, рестораны — скучно. В рынках больше свободы! Там еда вкуснее, общение живее. Например, в Греции мы провели эксперимент.

Сначала в рыбном ресторане набрали рыбки на 200 евро. И потом за такой же рыбой буквально со списком мы пошли на оптовый рыбный рынок. В 4 утра мы уже были там и накупили свежайшей рыбы. А после отвезли ее в таверну, там нам ее приготовили. И рыба, и ее приготовление нам обошлись в 50 евро. Разница в 4 раза! Да еще и какое приключение!

— Расскажите самую безумную историю, которая произошла с вами на рынке.

— Это было в Куала-Лумпуре. У одного продавца на плече сидела обезьяна. Он говорит: «Торгую обезьяньими мозгами. Очень вкусно. Хочешь сейчас я при тебе прибью ее камнем и дам попробовать?» «Вы при мне убьете обезьяну?!» — переспрашиваю я.

«Да! Важно, чтобы мозги были свежими». Я занервничал. Остановил камеру. Что делать? То ли нам надо решаться, то ли надо обезьяну спасать. «Давайте выкупим и отпустим», — предложил оператор. «А вдруг этот мужик ее поймает и опять продаст?», — сомневаюсь я. Мы запереживали. Подходим к мужику и я говорю: «Давай мы ее купим и отпустим за городом».

А он как давай смеяться! В голос! И тут я понял, какие мы идиоты. И какое у него тонкое чувство юмора. Это была его ручная обезьяна, она птиц от прилавка отгоняла. И свою «подругу» он ни за какие деньги не продаст.

— Ну а какую ерунду вы купили на рынке, будучи уверенным, что бесценную вещь приобретаете?

— В Иерусалиме араб мне искусно продал нарды прямо на улице, да еще и втридорога. Я просто шел и ничего не собирался покупать. Как вдруг выскочил он с нардами в руках. «Смотри — ручная работа, пахнет лаком, оливковое масло, фигурки инкрустированы слоновой костью!» Не успел я опомниться, как купил их.

Он начал с цены в 800 шекелей. Я сдуру стал с ним торговаться, говорю, давай за 200. Купил в итоге за 300. Думаю, как здорово, я же полцены сбил! Продавец тут же куда-то делся. А я стою, держу в руках нарды, а там и шурупы выпадают, и кость никакая не слоновая, а «пластиковая».

Но этот торгаш устроил такое представление, так феерично мне это продал, что я отнесся к этому с улыбкой. Вот вам пример, как продать то, что человеку не нужно совершенно.

— Почему вообще торговые центры не вытеснили рынки?

— Весь мир завален одной и той же продукцией. От этого уже голова идет кругом. Стоя в торговом центре, ты не понимаешь, в какой стране находишься. Те же бренды, так же расположены. И рынок тут наше спасение! Там еще можно найти интересные вещи!

— А если говорить о супермаркетах?

— Cупермаркеты — это конвейер. Люди покупают продукты среднего качества в круглосуточном режиме. Да, это удобнее, чем на рынке, но в продуктах из супермаркета нет индивидуальности. Где бы ты ни был, в супермаркете ты всегда найдешь некий серийный помидор, и он, скорее всего, будет не ароматный и невкусный.

Даже в Турции в супермаркете ты увидишь скучный сетевой помидор. Большие сети заключают договор с условной теплицей № 29204, и уверены, что она будет их снабжать помидорами регулярно. На рынке иначе, там есть понятие «сезонные продукты».

— Ваше главное правило поведения на рынке?

— Смело пробуйте! И если нравится — берите! Рынок — это место не для слабонервных! Если вы от природы брезгливы, то соваться туда не стоит.

— Но мясо же не попробуешь. Как выбрать баранину, например?

— Вот ты на рынке говоришь: «Дайте мне баранину». А баранина же бывает из барана и овцы. И это очень разное мясо. А овца может быть молодой или уже оягнившейся. Если готовишь ребрышки, то тебе нужна молодая нерожавшая овца. Если ты собираешься долго тушить мясо, для плова, например, то лучше брать барана, он запашистый. Так что, выбирая мясо, спросите, как минимум: «Это бык или корова? Это баранина или овца?». И тогда к тебе продавец будет относиться гораздо серьезнее.