Менять ли «паленое» масло в автоматической коробке передач?

Коробка-«автомат» – один из самых дорогостоящих агрегатов в автомобиле. Ее безвременная или естественная кончина практически всегда становится ударом для владельца, а расходы на замену или восстановление способны ввести в продолжительную депрессию. О том, как продлить жизнь «автомату», мы уже рассказывали. Сейчас поговорим о распространенной ситуации, возникающей при диагностике. Первое, что делают на сервисе при обследовании АКП – вытаскивают щуп (если таковой имеется) и оценивают состояние масла по цвету и запаху. Новая жидкость для автоматических коробок передач (ATF) имеет яркий красный цвет. В процесс эксплуатации жидкость сначала приобретает коричневый оттенок, затем становится еще темнее. Если агрегату плохо, то на щупе будет черная субстанция, дурно и тревожно пахнущая горелым. Любой вменяемый владелец в этот момент напряжется и попросить мастеров заменить «жижу», и в некоторых случаях сервис может предупредить, что с новым маслом результат будет не тот, который ожидает хозяин машины. Почему? Давайте разбираться. Прежде всего следует понимать процессы, происходящие в АКП, которые приводят к превращению жидкости не пойми во что. Одна из первопричин – недостаточное давление, приводящее к проскальзыванию и «поджиганию» фрикционов. Тем самым процесс подгорания «передается» маслу, которое приходит в негодность. При перегреве АКП (причины могут быть самые разные – от жесткой манеры езды или недостаточного давления в системе до забитого радиатора) процесс уничтожения фрикционных накладок будет идти в темпе боевой конницы, летящей на врага: в таких режимах они быстро разрушаются из-за того, что ATF (automatic transmission fluid) перестает их охлаждать. Но самое интересное и захватывающее происходит потом. Фрагменты накладки отваливаются от поверхности, пыль с дисков смешивается с маслом, делая его гуще. Продукты распада забивают начинку гидроблока, то есть начинается «смерть мозга» автоматической коробки передач. Если вы обнаружили в АКП невесть что, это должно набатом бить у вас в голове – с агрегатом явно что-то не так. Но менять ли жидкость или «поездить еще»? Или вообще забыть, ведь коробка особо не хандрит, не буксует, не дергает при переключениях? Полная замена масла – это наилучший способ. Он же наиболее опасный, если агрегат уже начал работать хуже. Старый, черный и пахнущий горелым состав обеспечивает хоть какой-то «зацеп» между изношенными фрикционами. Со свежей и менее густой жидкостью контакт между ними ослабеет, то, что еще не отвалилось, отлетит, а затем отправится в каналы гидроблока и забьет соленоиды. Полная замена ATF действительно может усугубить картину болезни «автомата» в случае наличия черного горелого масла и присутствия симптомов болезни агрегата. Но вменяемый мастер, увидевший и то, и другое, скорее всего, предложит щадящий вариант – частичную замену, при которой продукты износа разбавляются в свежей «жиже» и нет резкой смены характеристик масла. Через определенный интервал, в течение которого можно судить о здоровье АКП, процедура повторяется. Кстати, об интервалах. Не стесняйтесь менять масло чаще рекомендованного производителем промежутка, особенно, если вы живете в городе с его рваным ритмом и ездите активно. Некоторые сервисмены называют интервал замены масла в автоматической коробке передач при эксплуатации в неоптимальных (читай, городских) условиях примерно в 30-40 тыс. км. и с ними сложно не согласиться. По традиции в качестве эпилога возьмем на себя смелость и дадим «банальный» совет – старайтесь не доводить агрегаты автомобиля до предсмертной кондиции.

Менять ли «паленое» масло в автоматической коробке передач?
© Авторамблер