Ещё

Что едят на Северном морском пути 

Фото: Eda.ru
Енисей представлял собой длинную и широкую снежную пустыню. Вдоль
берега тянулся более-менее свободный от тяжелых льдов канал, а вдоль канала на  несколько километров были раскиданы разноцветные точки палаток и людей. По  каналу шел ледокол «Дудинка», вдали разворачивался для швартовки заполненный
контейнерами дизель-электроход «Норильский никель».
Мы смотрели на это из рубки «Талнаха» вместе с его  капитаном, Михаилом Анатольевичем Хоменко. «Рыбаки — вечная апрельская и  майская боль для судоводителя: при подходе-отходе так называемая маевка:
корюшка. А тут еще попало как раз на выходные, сегодня-завтра самый массовый
заезд. Тут не только дудинцы и норильчане, приезжают со всей страны к  друзьям-товарищам и просто так порыбачить. Температура практически плюсовая,
но тем не менее у людей праздник, и они согреваются, а потом, когда пароход маневрирует
на акватории, такой тоже местный колорит: до последнего не уходят с канала,
фотографируются, видео снимают. Это такая коронка — отойти в самый последний
момент. Сложно понять человеку, что и автомобиль имеет тормозной путь, а судно
— это 15 тысяч тонн, и остановить его просто так я не могу. Сначала мне нужно придать
ему ускорение, чтобы он тронулся, потому что здесь все-таки лед метровый, а  потом затормозить, что тяжело. Поэтому капитан в эти часы на подходе к Дудинке,
мягко скажем, нервничает. Так что я бы сюда на лед с удочкой не вышел».
«Талнах» — это 169-метровый дизель-электроход, построенный 9  лет назад по тому же проекту, что и «Норильский никель», по заказу одноименной
компании, которая решила построить для грузового сообщения с Норильским
промышленным районом свой собственный флот. На оранжевом борту «Талнаха» —
надпись «
Arctic Express»:
судно ходит по Северному морскому пути круглый год без помощи ледоколов практически
по точному расписанию — несмотря на погодные условия и ледовую обстановку. От  Мурманска и Архангельска до Дудинки путь занимает 4,5 суток в летнее время и от  5 суток зимой, максимум 8 суток — если очень тяжелая обстановка. «Мы можем двигаться
в полутораметровом льду со скоростью не менее 2,5 узлов, это примерно 5 км/ч, —
рассказывает Михаил Анатольевич. — Вроде как немного, но для такого большого
объекта и тяжелого льда — достаточно. А все благодаря движителю под названием
азипод: у нас нет классического винта и классического руля, есть гондола, в  которой рулевая машина, электродвигатель и винт соединены в единый комплекс. Азипод
вращается на 360 градусов, благодаря чему судно имеет, во-первых, уникальные
маневренные характеристики, а во-вторых, очень хорошо чувствует себя в ледовых
условиях. В тяжелых льдах мы движемся кормой вперед: гондола разворачивается винтом
вперед, мы наползаем на лед тяжелой кормой, топчем лед, а внизу винт размывает
нижнюю часть. Раньше корабли с азиподом строили только для Балтики, а компания „Норильский
никель“ впервые заказала такие суда для замерзающих морей. Но мы, тем не менее, никогда не ходим напрямую, мы не хотим никому доказать, что у нас какой-то  бешеный флот, который способен разбить любые льды, а скорее — разбить себе лоб.
В Арктике самое короткое расстояние между точками А и Б не является самым
быстрым:
судно всегда маневрирует, используя полыньи, трещины,
разводья. Задача судоводителя — получив максимальную информацию из всех
источников, в том числе со спутниковых снимков, выбрать оптимальный маршрут
плавания, чтобы добраться до пункта назначения в кратчайшее время с минимальным
расходом топлива».
Затем Михаил Анатольевич ознакомил нас с корабельным бытом.
Показал тренажерный зал и комнату отдыха со столом для пинг-понга, книгами и  запасом фильмов на дисках (а еще есть сауна и бассейн с морской водой). Показал
компьютеризованное помещение, откуда механики управляют движением судна, а  точнее, следят за состоянием его рабочих машин и других механизмов. Показал
слесарную мастерскую с несколькими станками. Показал машинное отделение с тремя
огромными дизельными двигателями и широкий диск, на который снизу крепится
азипод.
А потом мы пошли в столовую. То, что когда-то было подвигом
и покорением Севера, превратилось в трудную, но размеренную работу — и мне  было интересно, что едят моряки во время регулярных рейсов по Северному морскому
пути. Консервы? Сушеные овощи? Супы из пакетов? Куда там: самая обычная и  вкусная — человеческая — еда.
За обедом, состоявшим из свежих огурцов, помидоров и зелени,
нежнейшей слабосоленой семги, салата из маринованных опят и свежего лука,
богатой солянки и свиных отбивных с печеным картофелем, Михаил Анатольевич
рассказал и об этой важной части морской жизни:
«В море самые приятные моменты — это дни получения аванса и  зарплаты, день, когда уходишь в отпуск, а также ежедневно — приемы пищи. Питание
у нас четырехразовое: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Вы уж простите, что я  к вам не присоединяюсь, мы живем по московскому времени, и я совсем недавно
позавтракал. Сегодня были вареные яйца, тресковая икра и вот эта самая семга, а  бывает каша или творог.
Блюда у нас никогда не остаются на следующий день: все, что  не доели, выбрасывается. Каждый день новое первое блюдо, новое второе и так  далее. Супы бывают такие: борщ, щи, грибной, окрошка, холодный какой-нибудь
свекольник, особенно в летний период, когда жарко на улице. С нашим поваром, Олегом
Анатольевичем, я работаю уже десять лет, забрал его с другого парохода, когда
уходил на «Талнах». Очень мне нравится у него суп из оленины с прозрачным
бульоном, незатейливый суп «Полевой» из пшена и шкварок, и окрошка у него замечательная
и на кефире, и на квасе. Мой сын считает, что солянка у дяди Олега — лучше, чем  в Мурманске в кафе.
Из вторых блюд — все что угодно: котлеты, бефстроганов,
куски мяса, рулеты, жареная рыба, жаркое по-домашнему, гуляши. На гарнир —
разнообразные макароны, рис, пшено, картофельное пюре, картофель жареный или  отварной, тушеная капуста. Макароны по-флотски — редко, но очень вкусно;
никогда я их терпеть не мог, ни в мореходке, ни дома, а здесь не могу
отказаться; классические — с фаршем, а не с тушенкой.
Компот, чай, кофе, соки — а на десерт яблоки, груши,
мандарины. Заканчиваются фрукты — шоколадка, конфета или еще чего-нибудь. Выпечка
у Олега Анатольевича — обалденная. Позавчера были шикарные пирожки с маком,
пирожки с картошкой или с капустой — я просто оторваться не могу. Я ему практически
уже запретил делать беляши, потому что это такой удар калорий, что дома себе их  уже не позволяешь, а здесь за компанию, когда так вкусно пахнет, отказаться невозможно.
По старым морским традициям у нас как минимум два раза в  неделю рыба, а по воскресеньям — курица. На обед принято или овощи, или салат.
Сегодня вот он из грибов, потому что с овощами уже немножечко напряг:
невозможно взять овощи на 20 дней, чтобы они хорошо сохранялись в пути. Продукты
мы берем в Мурманске или Архангельске: нам их поставляют компании, которые
выиграли соответствующий тендер. Я слежу за заказом продуктов, и, как человек,
который всю сознательную жизнь ходит в море, контролирую, чтобы было минимум уксуса
и всего остального не очень полезного, чтобы сохранить здоровье на долгие годы.
Каждый день я лично пробую все блюда и делаю отметки в бракеражном журнале о  допуске пищи.
Первую неделю мы едим все совсем свежее, а на обратной
дороге уже что-то размораживаем или используем консервацию. Вчера, вспомнил,
были консервированные баклажаны с кускусом. Хотя, если задерживаемся по  каким-то причинам, можно и в Дудинке закупку продуктов организовать. Здесь
очень славятся минусинские овощи: помидоры и огурцы просто обалденных вкусовых
качеств, а лук такой сочный и сладкий, что его можно грызть как яблоко.
У нас без изысков, но, я считаю, питание у нас практически
ресторанное. И более сбалансированное, чем даже дома. Дома не хочется творог на  завтрак — ты сделал себе бутерброд с колбасой или яичницу. А здесь сегодня тебе
дали кашу, завтра пудинг, послезавтра омлет и только потом нарезку — сыр-колбаса.
На Новый год у нас здесь все заставлено: и какие-то виды
нарезки обязательно, и рулетики, и салаты, и фруктовый коктейль, холодец, заливное,
сало, буженина, канапе, бутерброды с икрой и красной рыбой — и обязательно
тазик оливье. Спиртное — под контролем капитана, то есть моим. Но у нас  постоянно кто-то на вахте, а вахтенным спиртное запрещено, так что проще, чтобы
никого не обидеть, не пить никому. Если только день рождения парохода или 9  Мая, и если судно не находится в сложных условиях. Ну и на Новый год можно
сделать пару чисто символических глотков шампанского под звук курантов,
записанный на флешку.
Мы в море четыре месяца, потом четыре месяца на берегу. На  вахту люди заступают на четыре часа, а потом восемь часов отдыхают. Но у Олега
Анатольевича — рабочий день. Работает как заведенный — очень рано встает, потом
в конце дня без ног падает. Работа у него очень тяжелая, но очень важная: она  сильно скрашивает наше времяпрепровождение — когда человек отработал очень
сильно и физически, и морально, ему хочется вкусно и сытно, по-домашнему поесть.
И для поддержания психологического климата его труд тоже имеет большое значение:
стоит повару пересолить суп или пережарить картошку, это тут же видят все  остальные, начинаются пересуды, мелкие неурядицы. У нас это, к счастью,
практически исключено».
Олег Анатольевич оказался человеком скромным и на обеде не показывался.
Я заглянул к нему на камбуз. Там по радио «Ультра» играли
Red Hot Chili Peppers. Повар, мощный и немногословный
человек с серьгой в ухе, стоял, прислонившись к металлическому столу. Вокруг
была хорошо оборудованная кухня, отделанная нержавеющей сталью: конвекционные
печи, холодильники, мясорубка, планетарный миксер, блендер, посудомоечные
машины, мойка, слайсер. В море Олег Анатольевич готовит с 1994 года, и когда я  спросил его, чем работа на корабле отличается от работы на суше, он рассказал
не о том, как трудно готовить в шторм («Главное, чтобы не внезапно. Ну и когда
идешь через льды и сильная вибрация, работать проще, чем когда качает»), а то,
что судовой повар делает все: «На берегу ты специализирован, делаешь только свои
блюда. А здесь ты и суп варишь, и пирожки печешь». И еще делаешь это один для 19  человек экипажа каждый день четыре месяца подряд. Об этом он даже особо и  упоминать не стал.
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео