Энергетик от природы

На форуме субъекты Дальнего Востока представляли на своих стендах продукты, отражающие местные вкусы. Готовые кулинарные рецепты, способные удивить взыскательную публику, существуют далеко не в каждом регионе. Поэтому некоторые рецепты придумывают специально к форуму. Так произошло и с Хабаровским краем, где решили представить посетителям дары леса: дикое мясо, речную рыбу, а также три новых напитка из таёжных трав и дальневосточных ягод. Идея оказалась удачной. В жаркие дни форума натуральные несладкие напитки, подаваемые со льдом, вызвали большой ажиотаж. Вкусовые мнения разделились. По отзывам гостей и участников форума, первый напиток был с кислинкой, второй — сладковатый. Третий вид — «Кусун» — признали «золотой серединой», в меру кислым и сладким, и, главное, невероятно бодрящим. Гости описывали напиток как «интересный», «необычный», «натуральный по ощущениям, потому что от химии остаётся привкус на языке, а здесь — нет». Такой успех власти Хабаровского края решили вынести за границы форума и заявили о продвижении «Кусуна». «Мы подумали, а почему не сделать наш уникальный хабаровский напиток? Ведь рецепт уже есть! Поговорили с производителями и поняли, что такого напитка, именно из дальневосточных ингредиентов, в Хабаровске нет. А значит, не нужно останавливаться», — рассказала Светлана Кравец, заместитель министра торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края. В ноябре 2017 года было заявлено, что «Кусун» станет новым брендом Хабаровского края. «Мы сделаем из этого напитка хороший бренд региона. Было бы неправильно с точки зрения экономики, рынка, в том числе потребительского, не запустить этот напиток в промышленное производство. Автор — хабаровский, производитель будет тоже местный», — заявил СМИ Николай Крецу, на тот момент председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности края. Также журналистам рассказали, что для эффективной презентации нового бренда летом 2018 года планируется установить рекорд России по самой массовой раздаче напитков из дикоросов. Вдохновение от нанайцев В поисках рецепта напитка, способного раскрыть особенности региона, власти Хабаровского края обратили внимание на местные ягоды и травы. «Мы искали информацию о том, какое действие на организм оказывают плоды — бодрят, тонизируют, успокаивают. Смотрели, как их можно скомбинировать, чтобы было вкусно и полезно», — рассказала Екатерина Чабан, начальник отдела Министерства торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края. За комбинирование трав и ягод взялся хабаровчанин Егор Сиротин, бренд-шеф-бармен одного из ресторанов-участников делегации на ВЭФ. Поиск новых уникальных сочетаний вкусов — его повседневность. Однако придумать за месяц три напитка для международного мероприятия стало для него вызовом. Чтобы выбрать ингредиенты, бармен и работники министерства изучили информацию о местных растениях, обратились к литературе об обычаях и жизни коренных народов, искали легенды и сказания. «Я собрал информацию и, чтобы познакомиться с этими продуктами, пошёл на рынок. Выбор там достаточно широкий, но многие растения, например корень женьшеня, продаются в виде настоев, а свежего необработанного продукта не было. Мне, в силу профессионального интереса, не хотелось просто смешать два-три каких-нибудь готовых настоя с рынка. Поэтому попросил у знакомого поставщика достать мне именно свежие дикоросы», — рассказал Егор Сиротин. Для основы «Кусуна» Егор выбрал бруснику, добавил настои берёзового гриба чаги и корня элеутерококка, листья чабреца и лимонник. «Брусника сладкая, и лимонник был нужен, чтобы оттенить её вкус. Мне также было интересно сочетать несочетаемое, сделать напиток уникальным и неповторимым. Поэтому выбор пал на чагу с её древесным вкусом», — объяснил бармен. Найти продукты оказалось легче, чем смешать и правильно раскрыть все нужные вкусоароматические свойства. Пришлось много экспериментировать. Егор Сиротин готовил сиропы, настои, вытяжки, искал нужные пропорции для сбалансированности вкуса. «Например, я пытался использовать лозу лимонника как отдельный продукт, то есть делал настой на коре. Потом от этого отказался и сделал сироп из ягод лимонника. Чтобы понять, как работать с чагой, тоже пришлось израсходовать много сырья. Если сделать слишком большую концентрацию — появится горечь, если маленькую — не будет вкуса. Нужно контролировать время настаивания продукта — с этим тоже пришлось помучиться», — рассказал автор проекта. Спустя примерно месяц идеальный состав был найден. Он оказался не горьким и не вязким, сладким, но не приторным, сбалансированным и легко пьющимся. Напиток понравился автору даже по цвету: насыщенному, янтарно-красному. Название подобрали быстро. «Кусун» в переводе с нанайского означает «сила, энергия, мощь», что соответствует его тонизирующим свойствам. Придумали и легенду об охотнике, который якобы получил невиданную силу, выпив тонизирующий напиток. Слишком мощный для рекорда Впервые после ВЭФ для широкой публики напиток должны были представить в июне 2018 года во время обещанного ранее рекорда России. Для этого власти заказали у одного из местных заводов четыре тонны напитка. Однако мероприятие несколько раз переносилось. Сначала рекорд России планировали установить во время ярмарки «Наш Выбор 27» в июне 2018 года или на Международном фестивале мороженого в начале августа. В итоге установка рекорда России была перенесена на 25 августа. Впрочем, оригинальный вкус напитка хабаровчане не попробуют. Региональные санитарно-эпидемиологическая служба и Роспотребнадзор внесли свои коррективы в рецептуру. В результате исследований выяснилось, что «Кусун» относится к тоникам, а значит, для массовой раздачи во время рекорда России такой состав не подходит. Специалисты решили, что плоды лимонника и элеутерококка влияют на давление, обладают тонизирующими свойствами, а поэтому нежелательны для употребления людьми, у которых есть проблемы с давлением. Рецепт пришлось обновить. «Вместо лимонника и элеутерококка мы решили использовать гибискус — он тоже даёт нужный вкус и аромат, но безопасен для всех. Мы ничего не потеряли, зато теперь „Кусун“ подходит для широкого потребителя», — сообщил Егор Сиротин. Сейчас закупают сырье, чтобы изготовить первые четыре тонны. Предприниматели уверяют, что производство «Кусуна» выходит дорогим из-за большого количества натуральных ингредиентов и сложной технологии производства. По предварительным расчётам, литр тонизирующего напитка будет стоить более ста рублей. Также пока нет ясности, где взять нужное количество сырья. Как вариант, ингредиенты станут завозить из соседних регионов и стран. Власти края ещё не нашли предпринимателей, готовых взяться за изготовление и доставку «Кусуна» потребителю. Коммерсанты пробуют, хвалят, просят выпускать сразу два вида — тонизирующий и обычный, но договоры подписывать не спешат, рассказали в Министерстве торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края. В региональных туристических организациях уверены, что Хабаровскому краю нужен свой продуктовый бренд. «Есть же астраханские арбузы, вологодское масло, уральские пельмени. Наши соседи из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — любители гастрономии. Для них всё, что связано с едой, интересно. Поэтому очень нужен продукт, который бы однозначно ассоциировался с Хабаровским краем. У него должна быть адекватная цена и привлекательная упаковка», — предположила Анастасия Степашко, председатель правления Дальневосточного регионального сообщества туриндустрии. Международный фестиваль мороженого должен стать ответом на многие вопросы и сомнения бизнесменов. После установки рекорда и розданных 20 тысяч порций напитка станет ясно, понравился ли «Кусун» хабаровчанам и будет ли всё же у края и всего Дальнего Востока новый продуктовый бренд. Самые известные продуктовые бренды Дальнего Востока «Птичье молоко» (Приморский край) — конфеты с начинкой суфле, глазированные шоколадом. При приготовлении продукта используют не желатин или манную крупу, а агар-агар (смесь из красных и бурых водорослей, образующих в водных растворах плотный студень). Авторство рецептуры принадлежит работнице фабрики Анне Чулковой. Настойки на основе даров моря и уссурийской тайги: «Панты на меду», «Уссурийский бальзам», бальзам «Остров Русский» и прочее (Приморский край). Такая продукция включает разнообразные биологически активные добавки. Так, настойки на аралии или женьшене — неплохой подарок тем, кто страдает от давления. «Клоповка» (Сахалинская область) — сироп, созданный на основе ягоды красники. Это многолетнее растение, растущее даже в неблагоприятных условиях, чрезвычайно полезно, в том числе для страдающих от давления. Архаринский мёд (Амурская область). Бывает цветочный, гречишный, липовый и серпуховый. Считается экологически безупречно чистым и полезным.

Энергетик от природы
© Дальний Восток