СуперЕда: Что нам втюхиват под видом здорового питания

Производство «супереды» сулит миллиардные прибыли: экзотичные ягоды, зерна, фрукты и травки везут в Россию тоннами. Нанятые диетологи сулят «излечения ото всех болезней», а вот независимые эксперты бьют в набат: «супереда» часто не только неполезна, но даже вредна и опасна. Как, например, кокосовое масло. «Суперфуд» в Европе уже под запретом Сегодня среди россиян две крайности. Одна – есть все подряд, не обращая внимания на калорийность и химический состав: потому не стоит удивляться, что сегодня почти половина подростков в России и треть взрослых россиян имеют избыточную массу тела или, того хуже, ожирение. Вторая крайность – это приверженность здоровому образу жизни (ЗОЖ) и тотальному контролю за калориями, жирами, углеводами... Маркетологам есть, что предложить (а по сути, впарить) и любителям сытно роесть, и поборникам ЗОЖ: одним – фаст-фуд и газировки, другим – «суперфуды». Под этим красивым названием объединяют редко встречающиеся продукты, которые якобы обладают особыми характеристиками: содержат сверхмало калорий или, напротив, какие-то очень-очень полезные вещества. На полках супермаркетов это название встречается все чаще. А под вывеской – заморские дары: физалис, рамбутан и питахайя, лукума и ацерола (барбадосская вишня), сок нони и сок асаи, крупа амаранта и экстракт моринга, ягоды годжи и дерезы, капусты бок-чой и кейл, масла аргании и ши, корень якона и мака (перуанского женьшеня), квиноа (чилийская лебеда) и исфагула (блошиное семя), таро и тефф… Наверняка, большинство из этих названий вы в жизни не слыхали (ведь все эти редкие растения происходят из заморских стран). Хотя это и неважно: само слово «суперфуд» уже стало золотой жилой! Скажем, в США его начали массово использовать еще в 2004 году, когда на американском рынке появились экзотичные соки асаи, нони и мангостина. На людей магнетически действовало сочетание экзотики и обещания «вылечить от всего» – причем вне зависимости от ценника (а он даже по меркам США был немалым!). Продажи росли семимильными шагами: только в 2007-2008 годах в мире было зарегистрировано более 10 тысяч новых продуктов со словом «супер-» в названии («суперягоды», «суперзерна», «суперфрукты»). Треть из них вышли на американский рынок, затем следовали Австралия (10% новинок), Германия (7%), Великобритания (6%) и Канада (6%). И в итоге дошло до того, что Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA) попросту... запретил продавать продукцию с надписью «superfood». Диетологи уже бьют в набат Поневоле вспоминается, как западного потребителя приучали есть бананы в начале XX века: экзотичный африканский фрукт везли в специальных упаковках, рекламируя едва ли не «лекарством ото всех болезней». А сейчас он привычный гость в любом сельпо. Так же в США и Западной Европе былая мода на «суперфуды» постепенно проходит: здесь больше не бегают, например, за гранатовым соком, как было в 2011-м. Зато теперь в число суперфудов входят, скажем, всем давно известное авокадо, импорт которого в развитые страны (и в первую очередь, в США) растет колоссальными темпами. Достаточно сказать, что ежедневно в Instagram по всей планете публикуется более трех миллионов постов, посвященных этому фрукту. Или взять семена чиа (испанского шалфея): как подсчитали эксперты компании Mordor Intelligence, среднегодовой темп прироста их поставок сейчас составляет 40%, а к 2021 году рынок приблизится к $1,5 миллиардам. Многие страны подхватили тренд на рекламу «суперфудов» и под этим видом продают на экспорт свои традиционные блюда: например, Исландия – скир (фильтрованный йогурт), Финляндия – мямми (ржано-солодовая каша), Ирландия – черный пудинг (кровяная колбаса), а Япония – умэбоси (солено-квашеные абрикосы). Большинство диетологов с сомнением относятся даже к самому термину «суперфуд», воспринимая его как маркетинговую уловку. Но вред «суперфудов», заявляют ученые, еще и в том, что маркетологи убеждают нас: якобы мы не должны избавляться от вредных привычек. Якобы сладкая газировка не так уж и вредна, если в ней есть ягоды асаи. Или гигантский кекс, который вы слопали утром, – это здоровая пища из-за черники. Да ничего подобного! Это самообман! Маркетологи впаривают нам под видом «суперфудов» очень дорогие продукты, которые ничуть не полезнее привычных. Скажем, дорогие сахарозаменители – коричневый рисовый сироп (рисовый солод) или сироп агавы (столетника). А стоят они в десятки раз дороже привычного сахара… Кокосовое масло: не польза, а яд Зачастую подобные уловки позволяет продавать не только не полезные, а откровенно вредные продукты. Так, на днях профессор Карин Михельс, работающая во Фрайбургском университете и Гарвардской школе общественного здравоохранения, разместила в Интернете лекцию о вреде кокосового масла. Долгие годы оно считалось «суперфудом», но, как доказывает профессор Михельс, кокосовое масло – это настоящий яд, поскольку в нем очень высокая концентрация насыщенных жирных кислот (они губят нашу сердечно-сосудистую систему). Выше даже, чем в свином сале, которое считается главным «поставщиком» холестерина. – Лекцию профессора Михельс (к сожалению, она есть лишь на немецком языке) на YouTube посмотрели уже более миллиона человек. Но в этой лекции профессор не сказала ничего нового для честных диетологов. Повторяю, честных, тех кто знает, понимает, думает и читает новейшие научные исследования (а таких, к сожалению, немного, – говорит первый заместитель директора Центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ «Биомед», профессор Дмитрий Еделев. - Вот эти честные диетологи прекрасно знают: кокосовое масло содержит 92% насыщенных жиров, потребление которых категорически не рекомендовано. Честные диетологи знают, что кокосовое масло увеличивает уровень «плохого» холестерина и липопротеинов низкой плотности в крови, вызывая атеросклероз, инфаркты, инсульты и сердечные приступы. Честные диетологи знают, что кокосовое масло не содержит полезных пищевых волокон, а содержание витаминов и минералов в нем настолько низко, что оказывать положительное влияние на здоровье просто нечему. Для честных диетологов кокосовое масло – это просто упаковка с «пустыми калориями». Профессор Еделев: пищевое лобби «сожрет» любого «СП»: – Почему же тогда даже образованные, грамотные в вопросах питания люди в таких огромных количествах скупают кокосовое масло, как и все прочие «суперфуды»? – Кокосовое масло производят в огромных количествах, а если люди узнают правду о нем, его просто не будут покупать. Для того, чтобы продать подобные продукты, и был создан миф о «супереде» и наняты нечестные диетологи, которые за деньги придумали сказку про суперполезную пищу. Производители кокосового масла дали еще немного денег – и эта сказка полилась с телеэкранов, с полос газет и журналов, из интернета. Продажи выросли многократно, окупив работу «сказочников». Это отработанная схема. Но производители не уследили за одним честным диетологом – профессором Михельс. Мне искренне жаль ее: ведь, похоже, за ее честность на моего коллегу начались гонения. YouTube отключил комментарии на ее страничке, в клинике, где она работает, нет ее консультаций (а когда будут, сказать не могут), с сайта удалена информация о ней. «СП»: – То есть, получается, мы имеем дело не просто с отдельными нечестными маркетологами, а с мощнейшим пищевым лобби, которое может сожрать любого ученого?! – Действительно так. Ведь многие «суперфуды» на самом деле, никакой супередой не являются, а рассказы про их чудесные свойства – это лишь растиражированная нечестными производителями сказка. Цель – заставить людей, беспокоящихся о своем здоровье, купить ненужную им еду, съесть, а потом рассказать друзьям про новомодный «суперфуд». Нередко это приводит к пищевым аллергиям и расстройствам здоровья. Причем часто у детей, в заботе о здоровье которых родители пытаются кормить их именно дорогими «суперфудами». «СП»: – То есть не только кокосовое масло, но и другие «суперфуды», могут быть вредны? – Конечно! Экзотическая еда может содержать неприемлемые концентрации ядохимикатов. Поясню. Все компоненты «суперфудов» – это продукты промышленного сельского хозяйства, использующего удобрения и ядохимикаты. Санитарные и таможенные службы России и стран Таможенного союза знают, что искать в стандартных продуктах. А вот что искать в экзотических продуктах из стран третьего мира (а почти все продукты для «суперфудов» выращивают в неразвитых странах), просто не знают! Мой совет всем, кто намерен покупать и есть «суперфуды»: хорошенько взвесьте все «за» и «против», поймите необходимость этого и возможные последствия с учетом того, что я рассказал «Свободной прессе». Новости Китая: Китайские ученые знают, как остановить развитие рака лёгких

СуперЕда: Что нам втюхиват под видом здорового питания
© Свободная пресса