Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Хлебом едины: история главного отечественного продукта

Отношение к хлебу изменилось: его ценность для молодого поколения упала. Но для наших дедов он был и остается главным продуктом. «Вечерка» выясняла причину происходящего.

Хлебом едины: история главного отечественного продукта
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

В редакцию «Вечерки» обратился читатель, ветеран Вооруженных сил, 86-летний москвич с просьбой разобраться в ситуации с некачественным хлебом. Мужчина приобрел в магазине половинку черного хлеба — по виду классический «кирпич». Через три дня хлеб покрылся плесенью, а затем и вовсе почернел.

Видео дня

Пенсионер испугался. Главным образом не за себя — за других покупателей.

— Обычно черный хлеб, в отличие от белого, долго хранится. Просто засыхает, но без плесени. Поэтому я всегда храню его не в холодильнике, а на кухонном столе, — говорит Борис Петрович. — Такая история в моей жизни случилась впервые. На четвертый день кусок хлеба по цвету стал схож с моими черными ботинками.

Борис Зотов сразу же отправился в территориальный отдел Управления по Москве в Восточном округе столицы. Там в письменной форме он оставил жалобу, указав адрес и название магазина. С собой мужчина привез зачерствевший кусок хлеба. Его он, в качестве главного доказательства, оставил сотрудникам ведомства.

Спустя два месяца пенсионер получил письменный ответ на свою жалобу. В письме специалисты территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Москве в Восточном округе города ссылаются на то, что Борис Зотов не указал в своем обращении наименование товара и полное наименование изготовителя. А потому отсутствует обоснование для проведения на законных основаниях внеплановой проверки сетевого магазина по улице Челябинской, 21. В супермаркете, где продали некачественный товар, развели руками и внятных объяснений тому, почему классическая буханка черного хлеба пришла в непотребный вид, дать не смогли.

Не просто еда

На первый взгляд — ну что за проблема? Зачерствел хлеб — выброси, так считают многие. Но Борис Зотов относится к поколению, для которого такое отношение к хлебу невозможно. Он рос и взрослел в то время, когда ценили каждую хлебную крошку, когда знали и помнили, что хлеб — это труд многих людей. И труд непростой.

Бережному отношению к хлебу его и его ровесников учили с детства — рассказывали, какой это важный продукт, в детском саду, картинки с изображением хлеба младшие школьники рассматривали в букваре, те, что постарше, учили стихи, прославлявшие труд людей, которые делали хлеб...

Мало у кого после этого рука поднималась выбросить хотя бы корку! С хлебом провожали на войну. А потом встречали вернувшихся. На тризне поминали тех, кто уже никогда не придет. Подавали дорогим гостям. Теперь же далеко не каждый гость знает, что, по обычаю, принимая хлебсоль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Традиция на века

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами. Зачерствевшим его часто использовали в качестве оберега: клали в колыбель к новорожденному, брали в дорогу, чтобы охранял в пути. Считалось, что от того, как человек обращается с хлебом, зависят его сила, здоровье и удача. Внимательно следили, чтобы один человек не доедал хлеб другого, уверяли, что таким образом можно забрать его счастье и силу. Точно так же считалось, что есть за спиной другого человека — все равно что отбирать у него здоровье.

Национальный продукт

Чтобы на полке магазина появился «Бородинский» или батон, трудятся представители 120 профессий. Знают об этом москвичи? Нет. Может, поэтому ответ ветерану был скупым и сухим, как хлеб, что он приложил в доказательство к своей жалобе.

Ему в 86 не понять, что можно отмахнуться от пожилого человека с таким серьезным вопросом, прислать ему отписку. Что для кого-то хлеб перестал быть ценностью, перестал быть национальным продуктом.

Да, это просто — отмахнуться, зачем брать на себя лишний труд? Только вопрос бережного отношения к хлебу, как и бережного отношения к человеку старшего поколения, — вопрос совести. Ее не пощупаешь, не увидишь на рентгеновском снимке. Наличие совести никто не указывает в резюме, когда устраивается на работу. Из-за ее отсутствия редко увольняют. Да и вообще, в наше время рассуждать о совести как-то не принято. Может, потому, что часто бессовестные оказываются сильнее и «правее» остальных? Нам стыдно за эту отписку Борису Зотову. Стыдно, потому что исправить положение уже никак нельзя.

Потому что пожилой человек теперь знает: то, что всю жизнь представляло ценность для него и для людей его поколения, для кого-то сегодня — пустой звук.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Что такое «блокадный хлеб»? Это 125 граммов хлеба на человека (для рабочего у станка — 250 граммов). В его составе: 10% пищевой целлюлозы, 10% жмыха, 2% обойной пыли, 2% выбоек из мешков, 1% хвои, 75% муки ржаной обойной. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. В блокадную зиму 1941 года рецептура менялась каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе. К концу декабря ни солода, ни тем более овсянки уже не оставалось. В хлеб добавляли перемолотые ветви березы, хвою, семена дикорастущих трав и такую субстанцию, как гидроцеллюлоза.

ПОДОБНЫЙ СОЛНЦУ

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста освоили еще древние египтяне. От них, через бежавших от рабства иудеев, хлеб попал в Грецию и Рим. Кстати, хлеб там считался деликатесом и был доступен только богатым. Для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый. Хлеб был поставлен в один ряд с золотом и солнцем: скоропись Древнего Египта обозначала одинаково солнце, золото и хлеб — кружочком с точкой посредине. В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом и употребляли отдельно от мяса или овощей. Чем богаче дом и знатнее хозяин, тем щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Хлеб для сегодняшнего человека — это больше не сакральная ценность и источник жизни, а обычный товар, причем не всегда хорошего качества. Но есть и другой аспект. 73 процента населения страны, то есть подавляющее большинство, живет в городах. Еще в середине 1960-х сельских жителей было, наоборот, больше. Для сельского человека хлеб — это пот, труд, риски, страх потерять урожай из-за погоды, вредителей и т.д. Городские же люди видят хлеб в единственно доступном им виде — в магазинной упаковке на полке.

о. Андрей Ткачев, протоиерей:

— Хлеб — сакральная пища для христиан, она превращается в символ. Христос называет себя именно «хлебом небесным». Хлеб — царь пищевых продуктов, король еды в понимании библейских христиан. Хлеб был символом жизни. Когда за столом благословляют пищу, то преломляется хлеб и освящается вся пища разом через него. Что поменялось? На смену сакральному отношению к жизни пришел грубый материализм. Пищевой код мог поменяться из-за глобализации, распространения гамбургеров, суши, пиццы. Сыграла роль и урбанизация: миллионы людей оторваны от труда на земле, не имеют понятия, как хлеб производится. Человек потребляет пищу, как двигатель — горючее. А так есть не нужно, это вредно для здоровья и души.

КСТАТИ

«Вечерка » провела свой эксперимент — на протяжении недели мы хранили четыре типа хлеба: украинский (обычный черный), докторский, отрубной и белый нарезной батон — в пакетах на кухонном столе. Сначала первые признаки плесени появились на белом нарезном батоне, а затем — на докторском и отрубном. А вот черный хлеб своих качеств за это время почти не потерял.