Наш бренд. Какие проблемы Приангарью поможет решить своя марка продуктов?
Во время последнего послания Федеральному Собранию президент страны Владимир Путин поручил правительству РФ разработать бренд российских экологически чистых товаров, для производства которых используются только «зелёные» технологии. Он должен стать гарантией безопасности продукции как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В Иркутской области эту идею реализовали ещё в 2013 году, когда разработали марку «Продукты Приангарья», которой отмечают продовольствие, произведённое в регионе. В 2015-м её зарегистрировали в Роспатенте, а в 2019-м в области открыли первый магазин с таким же названием. По мнению чиновников, он должен «разрастись» до торговой сети и понести социальную нагрузку, ведь продавать там должны только продукты местного производства, да к тому же – по сниженным ценам. Социальная доля «Местное не всегда значит – дешёвое, – говорит мама двоих малышей из Иркутска Екатерина Попова. – Бывает, что молоко, произведённое где-нибудь в Подмосковье, в супермаркете стоит даже меньше того, что надоили у нас. Но покупаю я всё равно наше, особенно если дело касается «молочки». Рядом с моим домом нет фирменного магазина какой-нибудь местной компании или рынка. Выходя на прогулку, говорю детям: «Сейчас пойдём гулять за творожком и кефиром». Мне не лень, я знаю, что там точно куплю свежее, потому что к вечеру в таких торговых точках уже, как правило, полки пустые, ничего не залёживается. То же самое с курицей. Я лучше куплю свежее охлаждённое мясо, чем буду брать заморозку. Так и получается: хожу за покупками полдня, заглядывая в разные магазины за конкретными товарами. Если бы это всё было в одном месте, сэкономила бы прилично времени, но такого супермаркета пока не нашла». Такой, как уверяет минсельхоз региона, должен появиться в областном центре до конца года. Первая торговая точка будущей сети «Продукты Приангарья» открылась в конце мая в Зиме. Её формат – магазин у дома, там продают молочку, кондитерскую, рыбную, мясную продукцию, овощи, напитки, хлеб и макароны. Это всё изготавливают в области, контракты на поставку заключили с 17 производителями. Выбор пилотного населённого пункта заместитель министра сельского хозяйства Вячеслав Козин в беседе с корреспондентом «АиФ в ВС» объясняет тем, что инициативу министерства по открытию такого магазина поддержало зиминское мясоперерабатывающее предприятие, на базе которого точку и открыли. Помимо Иркутска до конца года такой же должен обзавестись и Ангарск. Проанализировав работу этих трёх торговых точек, чиновники решат, надо ли открывать подобные объекты в других районах области. «Концепцию мы разрабатывали вместе с агентством инвестиционного развития региона, в числе прочего документом зафиксировано условие устанавливать на отдельные виды продукции (не менее трёх товаров из списка социально значимых) цену с минимальной наценкой не более 15% от стоимости производителя с учётом доставки. Способствовать минимальным наценкам будет и то, что магазины заключают договор непосредственно с производителями», – говорит Вячеслав Козин. Претензии и привилегии Если социальный мультибрендовый магазин – тема новая, то к самому бренду «Продукты Приангарья» – зелёной «шишке», которой отмечают упаковку местных продтоваров, уже больше пяти лет. Жители привыкли. По данным на май 2019 года, право использовать общий для региональных компаний символ получили уже 44 производителя. Разрешение ставить знак на пакеты и банки даёт специальная комиссия и только тем фирмам, которые производят продукцию в Иркутской области из сырья, изготовленного в России и странах Таможенного союза. Кроме этого, у контролирующих органов не должно быть претензий к качеству продуктов производителя. Если потребители будут жаловаться на продукты с «шишкой», то права использовать символ можно и лишиться. Но требования не очень жёсткие: из списка «брендированных» вычеркнут только того производителя, которого за год больше трёх раз привлекли к административной ответственности за санитарно-эпидемиологические нарушения, несоответствие требованиям технических регламентов и проблемы в области защиты прав потребителей. Нетрудно догадаться, что за всё время случаев лишения знака в Приангарье не было, всё-таки череда грубых нарушений для более или менее крупных компаний, которые в основном получают возможность использовать общую марку, –редкость. Кстати, никаких привилегий бренд производителям не даёт: их продукцию не ставят «шишкой» вперёд на полках супермаркета. На помощь из бюджета обладание знаком тоже напрямую не влияет. Это вещь исключительно имиджевая. «Торговый знак стал символом качества и безопасности продукции для жителей региона. Он повышает доверие потребителей. Кроме того, небольшим товаропроизводителям, в том числе крестьянским и фермерским хозяйствам, бренд даёт возможность продвигать свою продукцию на рынок, не имея собственной торговой марки», – резюмирует чиновник. Личный опыт Жительница Иркутского района Ольга П.: «Я пыталась заниматься сыроварением, но, поработав немного, всё-таки свернула своё дело. Сейчас готовлю сыр только для друзей и нескольких бывших постоянных клиентов, которые тоже стали приятелями. Дело закрыла из-за того, что найти покупателей довольно сложно. Думаю, даже мультибрендовый магазин мне бы не помог: мой продукт по социальным ценам продавать вряд ли возможно. Смотрите сами: чтобы произвести килограмм полутвёрдого сыра, нужно десять литров фермерского молока, то есть себестоимость моего продукта около 700 – 800 руб. Даже с минимальной наценкой в 300 – 400 руб., цена выходит кругленькая: 1,1 тыс. руб. за килограмм. Снижать цену ещё - работать себе в убыток. Производство сыра – дело хлопотное: на каждый кусок уходит около трёх месяцев, притом в первый за сыром нужно каждый день ухаживать. Есть мнение, что если держать коров и использовать своё молоко, то затраты снизятся, но начинающий предприниматель просто не потянет таких объёмов работы. У меня есть три козочки, и совмещать такое «фермерство» с изготовлением сыра в больших объёмах было сложно. Если говорить о помощи молодым сыроварам, то в первую очередь нужна информационная поддержка. Важно объяснять людям, что фермерский сыр, сделанный из чистого молока, и тот, что продают в супермаркетах, – два абсолютно разных продукта. И причина более высокой цены – в солидной себестоимости, а не в том, что бизнесмены хотят «много лёгких денег». Комментарий Кандидат экономических наук Анатолий Меркулов: «Если государство ничего другого с бедностью поделать не может, то социальные магазины - один из способов попробовать с ней справиться. В нестабильные для экономики периоды это оправданная политика, жители выиграют, если будут такими точками пользоваться. Но надо понимать, что цель производителей – получить прибыль. И они вряд ли станут сами занижать оптовые цены. Никаких социальных обязанностей бизнес по своей природе выполнять не будет, его можно либо принудить (но это тупиковый путь), либо создать условия. Так, магазины могут держать низкие цены, только если, например, не будут тратиться на аренду помещений и рекламу. Эти задачи вполне может взять на себя государство – то есть налогоплательщики. У меня недалеко от дома в Иркутске открыли уличные торговые ряды, там я покупаю прекрасное фермерское молоко по 50 руб. за литр. Разговорился с фермером, выяснил, что он возит свой продукт из Хомутово. Говорит, что ему продавать здесь пока невыгодно: несмотря на его отличный продукт, он не может в полной мере конкурировать с крупными торговыми сетями. Такой очень малый бизнес в первую очередь необходимо поддерживать, в том числе распространяя его продукцию через социальные магазины». Кстати Нынешняя инициатива открывать в области социальные магазины – не первая. Как правило, точки, где торгуют по сниженным ценам, запускали сразу после кризисов: в 2009 году, в 2015-м. Притом четыре года назад региональные чиновники даже брались «замораживать» цены в обычных супермаркетах. Были и другие социальные инициативы. К примеру, в прошлом году власти предложили бесплатно обеспечивать малоимущих хлебом, а ещё – ежедневно выдавать школьникам начальных классов стакан молока местного производства. Эту практику решили ввести с января 2020 года. Молоко будут получать около 14,5 тыс. учеников муниципальных школ.