Ударим вяленым гусем по хамону! Какие блюда могут стать брендами Татарстана
Вопросы поддержки фермеров и развития региональных символов поднял во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным житель Ярославской области Борис Акимов. По его мнению, в России надо запустить программу по созданию продуктов местного происхождения, чтобы бренды вроде «Брейтовского чеснока» или «Муромских огурцов» не забывались. В качестве примера он также привел павловских кур. После революции порода считалась утерянной, но в 1980-х её начали восстанавливать. Сегодня «Павловская курочка» является визитной карточкой Нижегородской области. Нужны стандарты качества В России почти каждый регион имеет свой бренд: Башкортостан славится мёдом, Тула – пряниками, Вологда – маслом, Адыгея – сыром. Главным же атрибутом Татарстана является чак-чак – производители в шутку называют его местным золотом. По словам председателя Ассоциации рестораторов и отельеров Казани Зуфара Гаязова, с Татарстаном у туристов ассоциируется выпечка – эчпочмак, балиш, губадия, а также колбаса из конины казылык. Еще одно кулинарное достояние республики – вяленый гусь. Вкус этого деликатеса известен каждому татарстанцу: мясо ставят на стол на больших праздниках и дарят молодоженам на свадьбах как символ финансового благополучия. Но можно ли считать его брендом? Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров утверждает, что вяленый гусь известен далеко за пределами Татарстана. Фермеры Муслюмовского района поставляют этот деликатес в магазины Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Саратова. По мнению Гаязова, вяленый гусь вполне может стать брендом республики наравне с чак-чаком, но необходимо выработать единый стандарт качества. «В Испании, например, власти страны установили жесткие стандарты для хамона, потому деликатес смог занять прочные позиции на мировом рынке. Сегодня в свои рестораны мы заказываем вяленых гусей у фермеров Актанышского района». Как создать бренд? Какие ещё продукты могут прославить республику? Недавно власти начали продвигать торт «Татарстан», который в своё время считался главным лакомством ‒ по типу киевского или пражского. Фермер из Муслюмовского района Мурат Сиразин полагает, что новым брендом Татарстана могут стать продукты на основе козьего молока. «Регионы должны продвигать на рынки не химию, а полезные продукты. Я произвожу на основе козьего молока полезные классические сыры, рикотту, йогурты и даже мороженое». Но чтобы заявить о своём бренде, необходимы постоянные поставки в больших объемах. «Мы работаем на ферме вдвоём с женой, помощников нет, потому и заниматься этим некому. В РТ руководство делает всё, чтобы уничтожить крестьянство, поддерживая агрохолдинги», ‒ сетует Сиразин. Для продвижения бренда также необходим качественный маркетинг. «Чтобы сделать продукт узнаваемым, нужно думать о том, как современно воплотить идеи национального блюда, ‒ говорит пресс-менеджер одного из туристических порталов РТ Лола Малова. ‒ Например, недавно мы разработали рецепт кофе по-татарски, который из-за трав в составе в привычный вкус привнес национальный колорит. Также мы работаем над чак-чаком, талкыш калеве, чаем ‒ преподносим национальные продукты в современных упаковках, чтобы их хотелось купить». В мае 2019 года минэкономики РТ разработало систему по продвижению продукции татарстанского производства. Она создана на базе ресурсов Федеральной электронной торговой площадки zakazrf.ru. Благодаря этой системе предприниматели смогут узнавать информацию о потребностях республики в товарах, а местные производители через созданный инструмент будут предлагать свою продукцию. Система состоит из: каталога предложений продукции республиканских производителейкаталога потребностей заказчиков - покупателей в республикекаталога сделок. Также заявить о своей самобытной продукции фермеры могут на фестивалях «Вкусная Казань», Open Food Market, конкурсе им. Юнуса Ахметзянова. Но для любого участия в проектах нужны деньги. Где их достать обычному фермеру, если поддержки государства не хватает даже на приобретение инвентаря и земли?