Таблички «Без заменителя молочного жира» появились в магазинах Приморья
С 1 июля 2019 г. вступило в силу постановление правительства РФ, которое обязало не смешивать в торговом зале в одном месте молочные, молочно-составные и молокосодержащие продукты с иными пищевыми продуктами. Иные пищевые - это те, что содержат растительные жиры. Пройдя по магазинам, корреспонденты «АиФ-Приморья» заметили некоторые нарушения установленной нормы. Но, главное, что покупатели не очень-то увидели и поняли нововведение. Доверяют не этикеткам, а производителям. Почётная полка Нормализированные сливки из Белгорода, восстановленное молоко из Хабаровска, цельное коровье - из приморского Хороля. Цены в пределах 60-90 рублей за литр молока или кефира. Самые дорогие йогурты раскрученного иностранного бренда. Масса «растишек» и «фрутиссов», таны, творожки, простокваша, варенец, сметана. И все продукты «Без заменителя молочного жира» - об этом гласит информационный щит зелёного цвета. Если сильно присмотреться, можно найти нарушения. Пару сырков и одну творожную массу не отделили от «молочки»: производитель на этикетке честно написал, что заменитель молочного жира всё же присутствует. Абсолютно «Не содержит молока» лишь один иностранный продукт, некая загадочная «Био соя». - Вы уверены, что все продукты на витрине - без заменителя? - спрашиваю у работника зала, приехавшего из Ближнего зарубежья, плохо говорящего и понимающего по-русски. Тот отвечает, что все продукты свежие, и растительный жир здесь вообще не продаётся. Обманывает и не краснеет! Старший менеджер торгового зала строго обрывает сотрудника, обещая убрать злополучные сырки и творожок с почётной полки. Интересно, будет ли контроль за соблюдением правила от Росптребнадзора? Или неразбериха молока и недомолока продолжит мозолить глаза покупателям? - Никогда не читаю этикетки! - сказала постоянная покупательница супермаркета Инна Нарышкина. - Покупаю молочную продукцию приморского производителя. Артём, Кировский район, Хороль. Пусть дорого, зато натурально. - В магазине молочные продукты стараюсь не брать - там всё не натуральное, - парирует пенсионерка Альбина Рожкова. - Не устраивает большой срок хранения, вкусовые качества оставляют желать лучшего. Очень вкусное молоко у фермера из Рязановки, он сам привозит его на рынок. Беру шесть литров, три выпиваю, остальное идёт на сметану и кефир. Не признаю супермаркеты. На этикетках пишут, как положено, но люди перестали в это верить. Получается, что многочисленные надписи на этикетках народу «по барабану»? Люди апеллируют элементарными понятиями - натурально, вкусно, съедобно. Зачем тогда все эти зелёные таблички? Доверяй, но проверяй - Отдельные предприятия с целью удешевления производства молочный жир заменяют на растительный, - ответил главный эксперт и заместитель руководителя Приморского центра сертификации Александр Фейгин. - Необходимо вычленить эту продукцию, которая по виду, упаковке, цветовой гамме вводит потребителя в заблуждение. Действительно, покупателю порой очень сложно разобраться, не каждый будет рассматривать маркировку. На это нет времени, иногда информация написана очень мелким шрифтом. Но ведь потребитель должен знать, что покупает! Если сметану, то это продукт, изготовленный из сливок с добавлением молочных ингредиентов. А если сметанный продукт, то там производится замена молочного жира на растительный. Но, возможно, продукт устраивает меня по вкусу и качеству, или я не хочу потреблять молочные жиры в большом количестве. С учётом того многообразия продукции сделать выбор довольно тяжело. Эксперт заверил, что новое правило призвано навести порядок. В 2018 году в Приморье прошла масштабная проверка качества молочной продукции в магазинах края. Нарушения выявили лабораторные исследования. Оказалось, что производители нередко меняют животные жиры на растительные, но о добавлении кокосового, пальмового или другого растительного масла на этикетках не упоминают. Фальсификат - это обман производителя, который намеренно скрывает от потребителя информацию. Но не стоит впадать в крайности, и всем поголовно приписывать фальсификат. - Есть некая путаница у потребителей в наименовании молока - «цельное», «нормализированное», «восстановленное», - продолжает Александр Фейгин. - Цельное - то, что получили от коровы - с определенной жирностью, составом по белку. Нормализированное - приведение к нормам по жирности и белку. Восстановленное, значит сделанное из сухого молока. Какой-то период его стали считать «немолоком», я думаю, что это была неверная политика. Всегда пили восстановленное молоко, из него получают детское питание. Собеседник не согласен с устоявшимся в народе мнением о том, что вся молочная продукция большого срока хранения содержит консерванты. - Используется специальная упаковка, и само молоко обрабатывается высокими температурами, при которых погибают все микробы, - подчеркнул эксперт. - Производители наши меньше хулиганят. По крайней мере, приморским я доверяю, а вот за другие регионы страны отвечать не могу. Молчи, корова! Специалисты советуют не игнорировать надписи на этикетке. Приобретая молочные продукты, покупатель, прежде всего, должен интересоваться сроком годности. Причём, на кисломолочных продуктах лучше смотреть дату не окончания срока годности, а его начала. А на скоропортящихся продуктах санитарные нормы предписывают помещать не только день, но и час, когда они были изготовлены. Должны насторожить такие отвлекающие манёвры, как яркие пасторальные картинки на бутылке молока, кефира или ряженки. О чём говорит бодрая коровка и названия села крупными буквами? Это лишь рекламная уловка. А нужная информация об изготовителе едва читается. Помните, что доступность чтения на этикетке - одна из прописанных норм. Зачастую пометка «без сухого молока» бывает голословной. Не факт, что так оно и есть. Эта надпись должна особенно насторожить в холодный сезон. Для того, чтобы корова давала молоко, ей нужно отелиться. А это происходит, как правило, в летнее время. Где мы возьмем зимой столько отелившихся буренок? И напоследок о натуральном. Такого понятия в нормативах вообще не прописано. Надписи на пакетах молочки: «Только натуральные продукты!» - креатив рекламщиков и дизайнеров. Доказать или опровергнуть эту информация может только специальная экспертиз. МНЕНИЕ ВЛАСТИ Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов: - Сегодня перед ветеринарными службами всех уровней стоят важные задачи, связанные с продвижением сельхозпродукции на иностранные рынки. Ветеринарная служба должна быть ориентирована на международный опыт и международные стандарты. Большое значение для движения в этом направлении имеет внедрение электронной ветеринарной сертификации. Теперь система прослеживаемости товаров позволяет нам доказать всем, в том числе иностранным партнерам, что Россия производит качественную и безопасную продукцию. В связи с введением с 1 июля 2019 года электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» на готовую молочную продукцию призываю ветеринарные службы всех уровней работать слаженно, чтобы ещё раз показать, что никаких срывов и сбоев в поставках молочной продукции не будет. Это позволит нам более эффективно бороться с фальсификатом. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Доктор экономических наук, профессор Александр Латкин: - «Продукты без заменителя молочного жира» - этим нововведением производители и продавцы будут обосновывать повышение цен на молочную продукцию. Станут говорить народу, что, мол, продукт натуральный, хотите, покупайте дешевле, но с добавками. Ранее мы допустили бесконтрольность в государственном регулировании, снижение качества молочной продукции, но цены при этом стремились вверх. Сегодня контроль усилился, но цены продолжают расти. КСТАТИ В случае обнаружения на полках магазинов товаров с растительными жирами, но называются при этом молочными, следует обратиться в управление Роспотребнадзора по месту жительства или на горячую линию. Телефоны «горячих линий» и адреса консультационных центров и пунктов размещены на сайте управления. ЦИФРЫ По данным Роспотребнадзора, в 2017 году удельный вес фальсифицированных молочных продуктов составил 3,9% против 4,3% в 2016 году. По оценке Минпромторга, сегодня на молочном рынке объём фальсификата варьируется от 20% до 30%. А по данным Россельхознадзора, в некоторых категориях «молочки» доля фальсификата может достигать 50%.