Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

Розничные сети решительно урезают ассортимент

С 6 июня 2019 года заработали принятые год назад поправки, запрещающие ретейлерам возвращать поставщикам непроданные продукты питания со сроком годности до 30 дней — молочная, мясная и рыбная продукция, кондитерские и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты.

Розничные сети решительно урезают ассортимент
Фото: МетаГазетаМетаГазета

По новым требованиям, торговые сети должны сами снимать с полки залежалый товар и утилизировать его за свой счет. До этого производитель мог сам решить, как поступить со скоропортящимся товаром — получить продукт на руки и уничтожить его самостоятельно или доверить миссию магазину, если готов компенсировать торговцам стоимость товара, либо заменить его на свежий продукт.

Видео дня

Хлеб выпал из матрицы

Поправки, разработанные группой депутатов во главе с зампредом Госдумы и первым зампредом комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию , уже сказались негативно на ассортименте торговых точек. Например, количество позиций хлеба на прилавках сетевых супермаркетов сократилось на 40%, приводит данные , совладелец торговой сети «Реал».

Доля возвратов хлебобулочных изделий до принятия закона достигала 20%, в то время как рыбной только 5%. «Если раньше в отделе были представлены пять видов нарезного хлеба, столько же геркулесового и т.д., то сейчас осталось каждого максимум по два вида», — добавляет Мышинский.

В ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» соглашаются с Мышинским. «Такого разнообразия хлебобулочных изделий как раньше, сейчас на полках не увидишь. В большинстве мест объемы закупок хлеба продолжают падать, в этом есть заслуга и торговых сетей. Потребитель хочет получать свежий хлеб, но вместо этого на полках на передний план мерчендайзеры выкладывают несвежие буханки. А свежий ждет своей очереди в глубине или на складах», — отмечают в организации.

Небольшие хлебокомбинаты новый порядок вымывает с рынка, отмечают эксперты. Полки в магазинах заполняют крупные хлебозаводы, зачастую одинаковой продукцией.

24 млрд на помойку

Многие крупные торговые сети, не дожидаясь вступления закона в силу, начали работать с поставщиками хлеба и другой скоропортящейся продукции на безвозвратной основе. В (сети магазинов «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток») лишь некоторым поставщикам, которые письменно попросили об этом ретейлера, разрешили возвращать товар. Хлебным предприятиям в компании сразу сообщили, что возвраты продукции отменяются. «Сейчас все договора поставки соответствуют требованиям обновленного закона о торговли. По остальным скоропортящимся продуктам, например, кондитерским изделиям, молочной продукции и колбасам, доля возвратов была незначительной и не превышала 1-2%», — ответили в пресс-службе торговой компании. «В договорах «Ленты» отсутствовали условия о возврате нереализованной продукции поставщику. Возвраты осуществлялись исключительно в случаях выявления некачественного товара, а прочие — по согласованию с поставщиком и при его согласии забрать излишки товара, — говорят в сети магазинов. Ретейлер также отмечает, что после вступления изменений в силу, в компании пересмотрели ассортимент гипермаркетов и вывели неэффективные позиции из матрицы.

Не использовали прежде механизм возврата также в сети магазинов , сообщили в компании.

По сведениям ретейлеров, доля возвратов в общем объеме продаж продуктов питания составляет около 0,5%, что составляет 24 млрд рублей в год.

Скидки за ваш счет

Михаил Лачугин, консультант по продвижению продукции региональных производителей в торговые сети, отмечает, что хотя сетям отдавать назад продукцию поставщику нельзя, но игроки продолжают заключать «добровольные соглашения» между собой. «Многие все еще работают по этой схеме», — уверен эксперт.

Чтобы уменьшить количество остатков, ретейлер распродает продукты, у которых срок реализации подходит к концу, со скидкой в 40%-60%. Акции проводятся за счет поставщика. «Другая часть продуктов расходится на благотворительные мероприятия и на корм животным. Нереализованные рыба и мясо отправляются на изготовление блюд в собственной кулинарии сети. Хлеб для таких целей в больших количествах не требуется. Кроме того, если что-то из изделий плохо продается, то сразу корректируются последующие заказы в сторону уменьшения закупок», — объясняет Лачугин.

По словам Александра Мышинского, в торговой сети «Реал» некоторые поставщики сами пошли на уступки и снизили цену, сократили ассортимент продукции. «Чтобы товар не оставался невостребованным, сокращаем поставки», — рассказывает предприниматель.