В российских магазинах за шесть последних лет продукты подорожали до 20% за счет секретного даунсайзинга - законного обмана покупателя
С 2012 по 2018 годы российские производители товаров повседневного спроса и широкого потребления в среднем уменьшили размер упаковок на 7-20%, то есть граждане РФ платят в последние годы все больше денег за все меньшее количество продуктов. Речь идет об упаковках, размер которых отличается от стандартного литра или килограмма. Причем, несмотря на сокращение веса или объема продукта, производители сохраняют прежнюю стоимость единицы продукта или незначительно ее снижают. Как отмечают эксперты института маркетинговых исследований GfK-Russia, на исследование которого ссылается Deutsche Welle, для такого уменьшения упаковок есть научный термин - "скрытый" даунсайзинг (дословно - уменьшение размера). Этот прием широко распространен в молочной промышленности, где вместо литровых пакетов потребители получают бутылки и пакеты емкостью 930 мл, а то и меньше. Реагируя на даунсайзинг, российские потребители покупают теперь более осознанно. В частности, увеличилось число тех, кто обращает внимание на стоимость за 1 кг/л продукта: если в 2012 году таких покупателей, по данным GfK Russia, было 29%, то в 2018-м - уже 47%. - За какие продукты и сколько переплачивают россияне - Что такое даунсайзинг и что прикрывают этим термином "При сокращении размера упаковки следует принимать во внимание, что наши глаза намного лучше замечают уменьшение размера, чем его увеличение. Если увеличить размер упаковки на 20%, то очень сложно заставить потребителей платить больше, ведь некоторые покупатели даже не замечают таких перемен", - говорится в исследовании. В то же время уменьшение размера фасовки всего лишь на несколько процентов внимательные покупатели замечают довольно быстро. Отметим, процесс сокращения объема продуктов в упаковке, за который приходится платить ту же цену, происходит на фоне критического обнищания россиян. По данным майского опроса исследовательского холдинга "Ромир", почти половине российских семей хватает только на еду и одежду. Причем На 24% опрошенных вынуждены на еде экономить. А данные ежеквартального исследования Федеральной службы госстатистики России (Росстат) свидетельствуют, что половине российских семей хватает денег лишь на покупку продуктов питания и одежды. Жители РФ тратят на еду около 40% своих доходов. И доля продуктов питания в этих расходах в последние годы только увеличивается. Как сообщила газете "Ведомости" вице-президент Danone в РФ и СНГ Марина Балабанова, российские производители начали уменьшать упаковки после кризиса 2008-2009 годов. Она отметила, что для потребителя разница в 30-50 мл несущественна, в то время как к повышению цены покупатели очень чувствительны. Представители Mondelez в России объяснили уменьшение упаковок трендом на здоровое питание: россияне якобы предпочитают покупать порцию сладостей с ограниченной калорийностью - не более 200 ккал. Газета напоминает, что мартовское исследование "Nielsen Россия" показало, что у российских покупателей уменьшение упаковок вызывает недовольство, поэтому они отдают предпочтение стандартной килограммовой или литровой упаковке. За какие продукты и сколько переплачивают россияне За последние годы, к примеру, упаковка "Лианозовского" молока вместо 1 литра стала 950 мл. Такой же объем молока в коробке "Милава". В бутылках "Веселый молочник", "Домик в деревне", "Простоквашино", "Кубанская буренка" молока еще меньше - 930 мл. В упаковке молока "Останкинского молочного комбината" "36 копеек" молока всего 873 мл. Привычную ранее упаковку сметаны весом 250 г теперь тоже не найти. Сметана "Домик в деревне" упакована в широкую баночку, в которой сметаны всего 180 г. В упаковке сгущенного молока "Любимая классика" - только 880 г. Творог "Останкинское", "Ростагроэкспорт", "Милава" выпускается в пачках по 180 г, "Брест-Литовск", "Домик в деревне" - по 170 г. Питьевой йогурт "Чудо" раньше был в пол-литровых бутылочках, а потом вдруг уменьшился до 420 г, а затем стал еще меньше - 290 г. Стандартная упаковка куриных яиц также изменилась - к примеру, вместо обычных 10 штук в упаковке "Окское" теперь девять яиц, а в большой упаковке по 20 штук, теперь на 2 яйца меньше - 18 штук. Причем цена осталась прежней. Крекеры "Любятово" весят 128 граммов, печенье "Юбилейное" - 134 грамма. Шоколадные плитки теперь уже не весят традиционные 100 граммов. Шоколад "Воздушный" - 95 г, "Alpen Gold" и "Milka" - 90 г. Уменьшился даже хлеб - обычный нарезной батон весит теперь 380 г вместо традиционных 400. Как отмечал ранее журнал "Росконтроль", благодаря такому даунсайзингу покупатели в среднем тратят на 18% больше. В потребительской корзине обычного россиянина есть и молочные продукты, и крупы, и хлеб, и соки, и средства бытовой химии. Если взять среднюю потребительскую корзин, в которую входят бутылка молока, пачка творога, упаковка сметаны, хлеб, пакет риса и пакет гречневой крупы, сок, чистящее бытовое средство, то получится, что в сравнении с покупкой товаров большего веса или объема по такой же цене, россияне, в среднем, за один поход в магазин переплачивают минимум по 80 рублей. Что такое даунсайзинг и что прикрывают этим термином Термин даунсайзинг (downsizing) приписывают главному экономисту инвестиционного банка Morgan Stanley Стивену Роучу, который изначально применял его для названия процесса сокращения американских компаний в 1960-1970-х годах за счет и сокращения затратной части их бюджетов за счет увольнения малоквалифицированных кадров. В маркетинге даунсайзинг может быть двух видов: даунсайзинг продукта (изменение объема продукта без изменения размера упаковки и цены товара) и даунсайзинг упаковки (изменение размера упаковки и объема продукта при сохранении пропорций упаковки и дизайна). Цель даунсайзинга - увеличить или сохранить рентабельность продажи единицы товара за счет снижения себестоимости продукта, путем уменьшения его объема (массы) в упаковке товара, при сохранении прежней стоимости единицы товара.