Наш ответ болоньезе. Какие продукты из Адыгеи могут стать брендовыми
Адыгея готовится к десятому юбилейному фестивалю адыгейского сыра - бренду, который не нуждается в представлении. Однако этнографы, фермеры и представители туриндустрии убеждены, «Адыгейским сыром» потенциал республики не ограничивается. В топе знаковых На «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным основатель фермерского кооператива Ярославской области Борис Акимов предложил запустить в России программу по развитию брендов и продуктов территориального происхождения, «что даст фермерам импульс к развитию, и потребителям от этого будет хорошо». Президент поддержал идею и дал распоряжение секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву проработать вопрос поддержки продуктовых брендов России. В России многие регионы могут похвастать своими гастрономическими брендами. 25 из них вошли в рейтинг России. На третьем месте по популярности, после тульского пряника и алтайского мёда, наш адыгейский сыр. И всё же, по словам одного из организаторов фестиваля адыгейского сыра, руководителя туристско-информационного центра «Адыгея: Горы удовольствий» Ольги Ивановой, гастрономические пристрастия гостей фестиваля - жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова - простираются гораздо шире. «Наравне с сыром восторг вызывает наш мёд, который неизменно увозят с собой гости фестиваля. Известны даже случаи, когда частные предприниматели покупали мёд в Адыгее, а потом выдавали его за раскрученный башкирский», - рассказала Ольга Иванова. По её мнению, адыгейский мёд может вполне стать ещё одним брендом республики. Блюдо № 1 Болоньезе и песто - без этих легендарных соусов нельзя представить себе Италию. Точно так же щипс - бриллиант адыгской кухни. По мнению этнографа, исследователя традиционной медицины черкесов Галины Тхагапсовой, адыгский щипс - традиционное национальное блюдо адыгской кухни, не имеющее прямых аналогов ни у одного народа. «Щипс - блюдо номер один в адыгской кухне. Его подают к мясу и мамалыге. Наряду с адыгейским сыром, он - визитная карточка адыгской кулинарии. Существует множество рецептов приготовления щипса, которые в семьях передаются по наследству», - рассказал автор книги «Адыгейская кухня» Руслан Джамирзе. В отличие от адыгейского сыра, щипс в производственных масштабах приготовить невозможно. Однако предприниматель из аула Уляп Аслан Хуажев поставил на поток приготовление сухого щипса. «Я пробовал. Если следовать рецепту, получится очень и очень вкусный продукт», - считает Руслан Джамирзе. Ещё один продукт национальной кухни, достойный стать брендом, - адыгейская соль, которая в последние годы становится всё более популярной. Многие российские фуд-блогеры используют её в приготовлении блюд, восхищаясь ароматом и полезными свойствами продукта. Седьмой год на берлинской выставке «Зелёная неделя» свою продукцию - «Адыгейскую соль» и «Уляпскую аджику» - представляет Аслан Хуажев. За эти годы продукты его производства обрели популярность не только на Северном Кавказе и в России, но и нашли своих ценителей и постоянных покупателей в Германии. «О том, насколько популярна наша продукция в Германии, говорят цифры. В этом году мы привезли в Берлин около 700 кг соли и аджики. За 10 дней работы выставки продали 500 кг», - рассказал Аслан Хуажев. И всё же для раскрутки брендов фермерам нужна господдержка. Без неё появление новых российских брендов просто невозможно. «О народе много может рассказать отношение к пище. У адыгов долгое время существовала клятва едой. Она считалась нерушимой и по силе уступала только клятве на Коране», - рассказал Руслан Джамирзе.