Вредно или полезно: какого качества молочная продукция в Ростовской области
Молоко - продукт, который есть практически в любом доме. а вот какого качества и по какой цене? И, кстати, вы уверены, что в вашем холодильнике именно молоко? В вопросе разбирался «АиФ-Ростов». «Отрасли пришла хана» Всё началось летом 2014 года, когда Россия объявила продуктовое эмбарго. Молочная продукция попала под него одной из первых: импортное евро-молоко запретили. Компенсировать его поставки решили за счёт роста собственного производства. В то, что это случится (по крайней мере, быстро), сами молочники мало верили. «В зале царит плохое настроение. Такое чувство, что отрасли пришла хана, - заявил тогда экс-помощник председателя Правительства РФ Геннадий Онищенко на съезде Национального союза производителей молока». Прошло пять лет, но лучше не стало. С пятого места в мире по производству молока Россия опустилась на девятое. Ростовская область занимает пятое место по молоку в России и второе в ЮФО. В среднем за год на Дону производится свыше миллиона тонн молока. Донской регион - сильный в плане сельского хозяйства, но в производстве молока не всё так хорошо, как хотелось бы. А главное, могло бы. На цифре миллион тонн молока в год область топчется лет десять. Всегда что-то мешает. «В прошлом году производители молока столкнулись с рядом вызовов: снижение в начале года закупочной цены на молоко, неблагоприятные погодные условия, выросшие затраты на ГСМ и кормовые добавки, - назвал проблемы донской министр сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский. - Кроме того, собственной племенной базы не хватает для комплектования товарных ферм и предприятиям приходится завозить племенной молодняк из других регионов и стран». В общем, хоть сильно и не растём - зато не падаем. Парим, так сказать, над рынком. Почему кусаются цены? И всё-таки, почему почти не растём? Ведь задача поставлена. А развитие молочного животноводства в Ростовской области неплохо стимулируют: субсидируют покупку оборудования и молочного стада, выдают льготные кредиты на сырьё, есть гранты начинающим фермерам. Только за два последних года по грантовым программам на развитие молочного животноводства выдали более 500 млн рублей. Раскрутили бренд «Сделано на Дону», появилась фирменная розница - торговые точки местных производителей. Однако всё это к прорыву в отрасли пока не привело. Доля молочной продукции донских производителей в торговых сетях - 20%. «У нашей продукции очень маленький срок годности. Это отличает любой натуральный продукт. Поэтому цена высокая, - объясняет продавец киоска фермерских продуктов Елена Панова. - Люди заходят, интересуются, хвалят, пробуют и... берут молоко и сметану в супермаркете. Дорого! Хотя свои постоянные покупатели у нас всё же есть. Жаль, что их немного». Производство сырого молока в Ростовской области - дело сезонное. Летом молока много. А вот зимой переработчикам сырья не хватает, и они вынуждены использовать восстановленное. Или заменители молочного жира. Ведь что такое молоко? По сути это жир, белок и вода. Легко сфальсифицировать. И соблазн велик - так дешевле. Доля крупных производителей на Дону - примерно 16% от всего произведённого молока. Остальное дают крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. Более 80%. Вот и приходится молокозаводам собирать молоко у частников. Например, один из крупнейших производителей молочной продукции на Дону сыродельный завод «Семикаракорский» сырьё собирает не только у фермеров: 70-80% молока поставляют личные подсобные хозяйства из 26 районов области. «Мы постоянно закупаем оборудование для хранения и охлаждения молока и сдаём его поставщикам в аренду. Помогаем им, так как сами заинтересованы, чтобы к нам поступало охлаждённое и качественное сырьё, - рассказал генеральный директор завода Валерий Шевченко. - Чтобы собрать молоко, ездим по всей области. Понятно, что такая поддержка поставщиков ложится на затраты производителя, а потом отражается на конечной цене товара. Платит за всё покупатель. Когда корова - признак нищеты Тогда, может быть, частнику выгодно держать коров? Оказывается, дело не в выгоде. Иногда продажа молока - основной заработок сельчанина. Работы ведь в деревне нет, а жить как-то надо. Затраты, как правило, редко кто считает. Так что корова для жителя села сегодня не бизнес, а средство выживания. Ну, и кормилица, конечно, - поставщик молока, творога, масла и мяса для семьи. Но с каждым годом и этого молока производят всё меньше: коров держать дорого, молоко скупают за копейки. Народ из сёл и деревень уезжает в город за лучшей жизнью. «Я выросла в деревне. Помню, молоко всё бидонами возили, - вспоминает жительница Неклиновского района Ирина Соколова. - Вокруг было множество ферм. Куда они делись? Сейчас я даже не знаю, есть ли вообще молочные фермы в нашем районе. Крупный бизнес тоже не спешит вкладываться в отрасль - её рентабельность сравнительно низкая, а сроки окупаемости дольше, чем во многих других отраслях сельского хозяйства. Если производство овощей окупается за семь-восемь лет, а фруктов - за четыре-пять, то молочные комплексы - за 10-15 лет». А тут свежие веяния подоспели: при проектировании новых молочных комплексов усложнились требования к экологической безопасности. К примеру, навоз крупного рогатого скота отнесли к отходам третьего класса опасности. И теперь при проектировании молочных ферм необходимо пройти экологическую экспертизу Росприроднадзора и получить заключение Главгосэкспертизы. В общем, новые крупные молокозаводы на Дону в обозримом будущем вряд ли появятся. А ещё с 1 июля начали действовать новые правила реализации молочной продукции. Отныне все натуральные молочные продукты должны иметь надпись «Продукты без заменителя молочного жира». На ценниках в ростовских магазинах пишут кратко: БЗМЖ. Такой товар продавцы должны выставлять на полках отдельно от того, где используются ненатуральные ингредиенты. Впрочем, это вовсе не гарантирует того, что производитель «молочки» честно указал состав продукта. Новое требование тоже скажется на цене молока: производители начинают отказываться от заменителей молочного жира и переходят на натуральный продукт. А это, пусть качественнее, зато дороже. Увеличение надоев от одной коровы - тоже не выход. Это приводит к болезни коровы и снижению продолжительности её жизни. А молочная корова стоит дорого. Да и молоко она даёт только на третий год жизни. Кстати, средняя продолжительность жизни коровы в России - одна из самых низких в мире. Сравните: в Израиле и Индии это 35-40 лет, в США - 25-30 лет, в большинстве европейских стран - 20 лет, в России - 6-7 лет. Нет, конечно, коровы «от такой жизни» у нас повально не дохнут. Их съедают. А в Индии - берегут как священное животное. Отсюда и такая разница. Ещё надои увеличивают, когда пичкают корову всякими добавками. Не всем производителям этот вариант подходит. Нас, покупателей, он тем более не устроит. Мы хотим употреблять вкусный, безопасный и доступный по цене продукт. Что же делать? Выход один - снижать себестоимость сырья. То есть молока. За счёт чего и как? Об этом пусть думают власть и специалисты. Благо и того, и другого у нас в стране с избытком. Мнение власти Губернатор Ростовской области Василий Голубев: «Волшебной палочки у нас нет - за один день импортозамещение не будет реализовано. Но предпосылки и возможности у Ростовской области, очевидно, есть. Нам надо действовать по-хорошему агрессивней, чтобы качественная донская молочная продукция была шире представлена на прилавках магазинов и столах жителей области. Сегодня доля продукции донских производителей в сетевом ритейле не превышает 20%. В автономной рознице она чуть повыше - от 35 до 40%. Но этого мало! И я хочу видеть более активные действия по продвижению на рынке качественных молочных продуктов нашего производства. При этом действовать надо в строгом соответствии с российским законодательством, выигрывая конкурентную борьбу ценой, качеством и полезными свойствами продукции». Кстати Традиционного летнего снижения цен на сырое молоко в этом году на Дону не произошло. Впрочем, в других регионах тоже. Причин несколько. Рост НДС до 20% в том числе. Хоть молочная продукция и облагается этим налогом по льготной ставке, на сопутствующие товары и услуги (логистика, коммуналка, упаковка, ГСМ и т. п.) льгот нет. В итоге себестоимость конечной продукции выросла на 6-7%. Поэтому цена на «молочку» в магазине к зиме наверняка тоже поползёт вверх. Но есть и хорошая новость. И она - для производителей молока. Спрос на молочный жир повысился, а закупочные цены на сырое молоко в РФ приблизились к историческому максимуму. Пока же в денежном выражении объём импорта хоть и сокращается поставки сухого и сгущённого молока из-за рубежа растут. Впоследствии именно его используют производители, добавляя растительные жиры и добавки в молочку. Изменится ли ситуация к лучшему в ближайшем будущем покажет время.