Секреты жгучей приправы. Как горчица стала популярным брендом на Дону

Чёрная и белая, жгучая и сладкая, её находили в гробницах фараонов и без неё не мог обойтись папа римский Иоанн XXII: добавлял во все блюда, кроме десертов. Речь идёт о горчице. И в мыслях сразу возникает ароматный чёрный хлеб, сало, холодец... Как тут без горчицы обойтись? Острота ощущений Про секреты и трудности изготовления донской горчицы нам рассказал владелец производства Александр Попов. Начинал он в девяностые годы. Когда страна стремительно катилась в пропасть, его специальность технолога по металлу никому не была нужна. Вот и решил делать горчицу: купил стеклянные банки, на кухне своей квартиры смешал все нужные ингредиенты: горчичный порошок, сахар, уксус, растительное масло и соль. И пошёл продавать на рынок. Тогда и рынок был нелегальный, и горчица Александра тоже, но её с удовольствием раскупили домохозяйки, и парень замешал новую порцию. Уже не успевал делать горчицу дома: спрос был, а рук не хватало. В одном из посёлков Аксайского района арендовал небольшое помещение - 80 метров, нанял несколько помощников, и дело закипело. Каких-ли­бо станков и приспособлений для изготовления горчицы не было. Поэтому Александр сам нарисовал схемы нужного ему оборудования и заказал у кустарных мастеров. Теперь его производство находится в новом здании и занимает площадь 800 метров, в цехах работают 15 человек, есть свой автопарк: юркие грузовички можно увидеть в любой точке Ростовской области, впрочем, как и саму горчицу, уксус и горчичный порошок. Конвейерные линии самые современные. Кстати, все произведены в России. «Я рад, что в нашей стране научились делать оборудование не хуже чем за рубежом», - говорит Александр. Сырьё он использует тоже местное, горчицу сарептскую с полей Обливского района. Когда в 2014 году на Россию посыпались санкции, в том числе и продуктовые, всех предпринимателей собрали в правительстве области и предложили помощь: вывести товары местных производителей на полки сетей. «С одной стороны, это большое преимущество - большие и стабильные объёмы закупок моего продукта. С другой - приходится жертвовать своей маржой (долей прибыли), поскольку сети прессингуют производителей и требуют поставлять продукт по минимальной цене. В крупных торговых сетях спрос на твой товар во многом зависит от того, какие ты проводишь рекламные кампании. В моём случае это проблематично. Я не могу предлагать людям купить две баночки горчицы, а третью - бесплатно. Дело в том, что у горчицы срок годности 60 суток. Главное, что свою крепость, ядрёность она сохранит только при условии правильного хранения - в прохладе! Чем больше времени прошло после её расфасовки, тем менее жгучей она будет. Ну а сколько горчицы можно съесть за месяц, два? Примерно одну баночку: 140-150 граммов», - разводит руками Александр. Жгучесть горчицы - основное требование российских потребителей. В Европе горчица - это чуть островатый соус с разнообразными травами. Бунт покупателей По словам Александра, спрос на продукт зависит и от сезона: больше всего уксуса, горчицы и порошка берут в конце лета, когда хозяйки занимаются закруткой банок с соленьями, и зимой, когда традиционно в пи­щу употребляют больше мяса. Дизайн упаковки более чем простой. Спрашиваю Александра: «Вам не хотелось поменять этикетку? Форму бутылочки?». «Планировали, конечно, и даже начали, но столкнулись с проблемой: наши оптовые покупатели прямо-таки взбунтовались: люди перестали узнавать нашу горчицу на полках, продажи резко упали. Было два варианта: начинать массированную дорогостоящую рекламную кампанию или оставить всё как есть. Остановились на втором», - рассказывает Александр Попов. Для людей и от котов «Знаете, горчицу не обязательно воспринимать только как ост­рую приправу к пи­ще. Она обладает массой полезных свойств. Её порошком лечат простудные заболевания у взрослых и детей. В её составе эфирные масла, необходимые нам кислоты, белок, витамины А, В, К, Р, пищевые волокна (растительная клетчатка). Горчица обладает антибактериальным, противовоспалительным, отхаркивающим, ранозаживляющим действием. И она выводит холестерин из кровеносных сосудов (профилактика атеросклероза). Но мы понимаем, что всё хорошо в меру», - улыбается Александр. И заканчивает нашу беседу забавным анекдотом: «Заметка для кошатников: горчица - это отличная противоугонная система для ваших сосисок!»

Секреты жгучей приправы. Как горчица стала популярным брендом на Дону
© АиФ Ростов