Глава Франко-российской ТПП: французские вина всегда будут востребованы в России
Президент Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде в ходе выставки World Food Moscow рассказал ТАСС о ценовой конкуренции между производителями российского и французского вина, о том, как россияне начинают заниматься производством сыра по французским рецептам, а также о том, почему в России популярны устрицы, но не популярны лягушки. — Как сказалось продовольственное эмбарго, введенное Россией, на финансовом положении основных пищевых предприятий Франции? — Продовольственное эмбарго привело к невозможности ввозить в Россию ряд традиционных французских продуктов — в первую очередь это касается любимых россиянами сыров, колбас и других мясных продуктов. Я знаю многих, кто из туристических поездок во Францию всегда привозил себе запас "французских деликатесов", поэтому, подчеркну, потребители пострадали наряду с французскими сыроделами и колбасниками. Я всегда говорил, что такой стране, как Россия, странно импортировать, например, яблоки, но эмбарго запретило и ряд товаров, производить которые на территории России невозможно в силу специфики самого продукта. Безусловно, когда компания в один момент лишилась возможности продавать то, что было запланировано и включено в ее бизнес-план, то ее финансовая стабильность пострадала. Однако уже до введения эмбарго ряд французских производителей локализовали производство в России, а некоторые находились в процессе локализации, и введенное эмбарго подтолкнуло их действовать быстрее. Таким образом, эти компании были защищены. Пострадавшие же французские компании также за некоторое время переориентировали свои потоки на другие рынки. В целом для понимания ущерба надо знать пищевой сектор в Европе и во Франции. Россия, безусловно, была очень важным агропродовольственным рынком, но на момент введения эмбарго эта страна была не первым пунктом назначения для европейского экспорта. В 2013 году на Россию приходилось всего 9% от общего объема торговых потоков ЕС, что составляет от €8 млрд до €10 млрд. Из этой цифры Франция экспортировала в Россию продукты питания и сельскохозяйственной продукции на €756 млн, или всего 3% от всего объема французского сельскохозяйственного производства. В дополнение к этому около четверти ввозимой продукции не подпадало под действие эмбарго. Вина и спиртные напитки, на долю которых приходится 22% объема экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию, не включены в список запрещенных продуктов и продолжают экспортироваться. Некоторые продукты, такие как безлактозные сыры и молочные продукты, также не входят в эмбарго. Больше всего эмбарго отразилось на поставках из Франции в Россию молочных продуктов, свинины, фруктов и овощей. При этом наиболее пострадавшим оказался сектор молочных продуктов, поставки которых составляли около €100 млн, или 1,5% торговых потоков сельскохозяйственной и пищевой продукции в Россию до введения эмбарго. Эмбарго в конечном итоге привело к косвенным последствиям для Франции. Как и другие европейские страны, Франция теряет свою долю на российском рынке, уступая место таким странам, как Чили, Бразилия или Китай. С другой стороны, Германия, Польша, страны Балтии, Нидерланды и Испания, которые были в гораздо большей степени затронуты эмбарго, распродают излишки сельскохозяйственной продукции в самом ЕС, таким образом увеличивая конкуренцию на рынке. — Планируют ли французские предприятия открывать собственные предприятия на территории России, как это сделали компании из некоторых стран? Если да, то о предприятиях, производящих какие продукты, может идти речь? В частности, не планируется ли таким образом возвращение французского сыра в Россию? — Они не только планируют, но уже давно делают это. Уверен, что многие покупают продукцию и французского Danone, который еще в 1992 году открыл первый магазин на Тверской улице, а сейчас на территории России владеет 16 предприятиями. Знают и любят в России и французский молочный концерн Lactalis, выпускающий сыры под брендами President, La Laitier и другими. Эта компания пришла в Россию в 1997 году, а в 2003 году построила первый завод в Истре. Так что еще раз подчеркну, что французские инвесторы уже давно присутствуют на российском рынке, но при этом продолжают строить активные планы по развитию. Приведу и недавний "сырный" пример: в июле французская компания Savencia Fromage & Dairy заложила первый камень в основание завода по производству сыров в башкирском Белебее. Но помимо таких крупных французских производств есть и другие, небольшие, например, сыроварня Grand Laitier в Калужской области или российские производства, работающие по французским технологиям, — "Ко&Co", сыроварня Алексея Рубцова и другие. И это только сыры, мы сейчас пока не говорим о других производствах. Это действительно очень интересно, что россияне заинтересовались производством в России подпавшей под эмбарго продукции на основе французских рецептов и технологий, оборудования. Так, производитель мясных деликатесов Le Bon Gout изначально занимался тем, что кормил французское землячество в Москве риетами, колбасами, а после санкций один из владельцев компании стал востребованным консультантом по организации подобных производств по всей стране. 24 сентября откроется крупнейшая выставка World Food Moscow, на которой исторически французские предприниматели находили российских партнеров и дистрибьюторов. Я думаю, что в этом году на мероприятии также будет подписан ряд бизнес-контрактов, и в том числе россияне договорятся о выпуске в России нового производства продуктов по французским технологиям и стандартам. В этом году Франко-российская торгово-промышленная палата выиграла конкурс во Франции, проведенный компанией Business France, и теперь будет представлять интересы французских компаний, связанных с агросферой, в России. За несколько месяцев работы мы уже получили запросы от компаний на помощь в поиске партнеров и клиентов в России, которые поступают главным образом от производителей гастрономии, например кондитерских изделий, шоколада, мясных деликатесов и конфет. — Рассматривают ли французские инвесторы возможность развития производств по выращиванию устриц или лягушек на территории России? — Устрицы — давняя традиция для всех французов. Каждый год во время курортного сезона подносы с устрицами украшают столы. И это не какое-то торжественное блюдо, это достаточно обыденная и доступная еда. Франция является пятым крупнейшим в мире производителем устриц, но при этом и одним из крупнейших потребителей. Французы сами приобретают бо́льшую часть производимой продукции и отправляют на экспорт лишь маленькую ее долю. Сейчас видно, что и в России формируется культура потребления устриц по французскому принципу: устрицы можно купить в магазинах, на фудкортах и рынках, а не только в элитных ресторанах, как было еще совсем недавно. За этим стоит "бум", который пережило российское производство морепродуктов: за последние три года урожай устриц в России вырос в 265 раз за счет производства в Приморье, Краснодарском крае, Карелии и т.п. Я думаю, что у рынка есть большие перспективы и интересные точки для сотрудничества россиян с французскими производителями и технологами. Что касается лягушек, то их во Франции едят уже почти пять столетий, и особое распространение они получили в регионе Франш-Конте. Еще со времен монархии во Франции повелось так, что в марте каждого года рестораторы включают в меню лягушек. Мне кажется, что в России лягушки не скоро получат такое же распространение, как не получили его и улитки, и пока повторения устричного "бума" ожидать не стоит. — Рассматриваете ли вы вариант создания СП для выхода на российский рынок? Как вариант, рассматривают ли французские компании возможность выхода на продуктовые рынки с фудкортами? — Еще в начале 90-х прошлого века французские компании выходили на российский рынок в партнерстве с отечественными фирмами. При этом россияне брали на себя организационные вопросы, а также взаимодействие с чиновниками и различными инстанциями. Потом, по мере становления понятных условий для ведения бизнеса, французы стали выходить и самостоятельно. Тем не менее и сейчас все зависит от рынка и от ситуации, и, конечно, в том или ином виде постоянно образуются совместные предприятия. Но в каком бы формате ни работали в России французские производители, все они идут по пути углубления локализации, привлечения все большего количества российских подрядчиков и поставщиков. И это делается не только из-за желания соответствовать приоритетам российской политики, но и по экономически обоснованным причинам. Что касается французских точек на фудкортах, то их пока нет. Уже сейчас на маркетах можно встретить точки продаж продукции локализованных французских производств. Кроме того, активно развивается формат традиционных французских бистро. — Одним из самых популярных продовольственных товаров, которые поставляются из Франции в Россию, остается вино. Сколько составил объем поставок за первое полугодие 2019 года? Планируется ли наращивать этот показатель? Если да, то каким образом и за счет чего? — Российская таможня объявит статистику за полгода позже. Пока же могу сказать, что политика российских властей нацелена на увеличение внутреннего производства вина в полном цикле. Это, а также разный размер акцизных сборов на отечественные вина, произведенные из отечественного винограда, и на остальные вина приведет к росту ценовой конкуренции. Также это может привести к поляризации, то есть к тому, что цены на отечественное вино будут доступными, а на импортное вино — высокими, поэтому не стоит ожидать сильного увеличения импорта французских вин в ближайшие несколько лет. Тем не менее французские вина высшего качества и вина с оптимальным соотношением цены и качества останутся весьма востребованными на российском рынке. Мы совместно с компанией Tasting France каждый год организуем по несколько дегустаций французских вин в Москве и Санкт-Петербурге для ознакомления с ними российских импортеров. В 2018 году мы также организовали после четырехлетнего перерыва дегустацию вин Миллезима 2015 года Союза Гран Крю де Бордо, на презентацию которого в Галерею искусств Зураба Церетели в Москве приехали представители 63 замковых вин (шато). Во многих ресторанах проводятся праздники молодого французского вина божоле нуво. — Какая российская продукция представляет интерес для французских потребителей? В рамках моды на ЗОЖ есть ли во Франции спрос на российскую гречку? Пользуется ли спросом другой традиционный в России продукт, черный хлеб? — Французский потребитель пока мало знаком с российской продукцией. Двумя самыми известными продуктами для него остаются черная икра и водка, дальше по списку идут красная икра, баклажанная икра и мед. Кстати, русский мед может заинтересовать французский рынок. Пока же Auchan продает в своих европейских магазинах некоторые российские продукты, а также российский "ВкусВилл" заявил о планах по выходу на французский рынок. Будем следить за его результатами. — Отразится ли засуха этого года во Франции на объемах закупаемой продукции у России? — Надо понимать, что объем российского экспорта продуктов питания во Францию небольшой и представляет собой скорее точечно поставляемые партии продукции. Правительство России создало Российский экспортный центр, основной целью которого является продвижение российской продукции за рубежом, и их работа может изменить ситуацию. Первые иностранные производители продуктов питания заходили в Россию в 90-х через участие в крупнейших выставках — и опять же через уже упомянутую крупнейшую выставку World Food, на которых давали дегустировать свои продукты всем-всем посетителям, а также через открытие привлекательных магазинов на улице Тверская и в других центровых местах. Возможно, учесть этот опыт стоит и российским компаниям.