«Наука о еде»: рассказываем, как юные нижегородцы в игровом формате познают тайны химии, физики и биологии

Можно ли на самом деле есть добавки с устрашающим значком “Е”? Почему нельзя похудеть, исключив из рациона жиры? Ответы на эти вопросы дети и взрослые ищут на семейном научно-популярном проект «Умный Нижний». Рассказать детям о сложном понятно, интересно и быстро, да ещё дать им возможность убедиться в этом на собственном опыте — основная задача проекта. Вместо аниматоров с детьми занимаются самые настоящие учёные — химики, физики, биологи. Привычные нам продукты питания — из чего они состоят? Надо ли бояться всех «ешек» в составе продуктов? Новая программа проекта — «Науки о еде» — позволяет школьникам разобрать еду на компоненты, понять, как работают механизмы консервации, и как выделить аромат из лайма, петрушки или перца. Кулинарный цех разворачивается в четырёх лабораториях. Здесь самые настоящие пробирки, колбы, пипетки Пастера, чашки Петри, перегонные аппараты. В каждой из лабораторий за 20 минут ребята с помощью физико-химических методов узнают о разных свойствах привычных продуктов.В лаборатории мармеладок биолог Лена Соколова держит в руках загадочный чёрный ящик. — Что может объединять эти предметы? — спрашивает она, поочерёдно вынимает из ящика засушенные красные водоросли, кость и яблоко. — Правильно, они используются при приготовлении мармелада. Попробовав себя в мармеладном деле, дети переходят в лабораторию консервации, где экспериментируют с кусочками ананаса, консервируя его четырьмя разными способами. Образцы забирают домой, чтобы выяснить, какой метод консервации лучше. В другой лаборатории юные исследователи собирают собственные аппараты для экстракции «кухонных» запахов, узнают, как распространяется запах и почему еда начинает пахнуть сильнее в процессе её приготовления. Одна из самых интересных тем — в лаборатории варёных яиц, где дети сравнивают состав желтка и белка, осваивают разные способы денатурации, свёртывают и развёртывают природные полимеры. — Так вот почему при варке белок твердеет! — радостно восклицает паренёк лет двенадцати. На одном языке с детьми Пока дети увлеченно корпят над пробирками, родители тоже не скучают — для них кандидат химических наук, доцент кафедры медицинской химии университета Лобачевского Евгений Буланов проводит лекцию-викторину в жанре научного stand up. — Для нас важно, чтобы родители и дети могли говорить на одном языке, — поясняет молодой учёный. — И прекрасно, если это язык науки. В увлекательной форме он рассказывает неизвестное об известном с научной точки зрения. Например, почему бесполезно стараться похудеть, разделяя белки, жиры и углеводы. Или влияют ли на набор веса трапезы после шести часов вечера.Сам Евгений увлекается химией с детства, поэтому уже в 8 классе он пришел на химфак университета имени Лобачевского, тогда же сделал первые публикации в научных журналах. — А со второго курса я приступил к разработке новых биокерамических материалов, способных замещать наши кости и зубы, и эти исследования продолжаю до сих пор, — рассказывает исследователь. — Со временем мы стали сотрудничать с медиками из Нижегородского института травматологии и ортопедии, учёными Польской академии наук и Наньянгского технологического университета Сингапура. Сейчас работаем над созданием нового поколения биокерамик с антимикробными свойствами. Именно этому будет посвящена моя докторская диссертация. Изюминка этого сезона — занятия в лаборатории Роспотребнадзора, где ребята провели органолептический анализ пищевых продуктов, исследовали арбуз на нитраты, а также лабораторными методами изучили воду из пруда и понаблюдали за жизнью планктона. И даже посетили музей гельминтов! А родителям в это время специалисты Роспотребнадзора рассказали о том, на что обращать внимание при выборе еды, какие продукты должны быть в рационе школьника и как защищать свои права.

«Наука о еде»: рассказываем, как юные нижегородцы в игровом формате познают тайны химии, физики и биологии
© Нижегородская правда