Ещё

Что уже подорожало — и что подорожает до конца года 

Что уже подорожало — и что подорожает до конца года
Фото: ИД "Собеседник"
По прогнозам, с 1 октября цены на молочную продукцию должны были повыситься на 10%. «Собеседник» проверял, так ли это.
Во всем виноват «Меркурий»?
О том, что с осени резко возрастет цена на молочку, говорят уже давно. Называют две причины. Первая: запуск системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» (обслуживает ), которая позволит отслеживать продукцию. С 1 июля ее ввели для сыров, сливочного масла, молочных консервов и сухого молока. А с 1 ноября введут на мороженое, питьевое молоко и всю кисломолочную продукцию. Вторая: с 1 июня 2020-го начнет работать еще одна система отслеживания — Data Matrix (двухмерный код, по нему можно узнать, где, когда, кем произведен данный товар).
Бизнес уверяет: введение сразу двух систем — большая нагрузка. Нужно программное обеспечение, техника, новые сотрудники… Вот вам и рост цены.
А вот по словам зам. директора Научно-образовательного центра прикладной медицины и пищевой безопасности д. м. н. , лукавство это: «Меркурий» для производителя бесплатный (создан на средства федерального бюджета). Если же производитель сам заказывает марку на упаковку, это стоит 60 коп. /штука, уверяет эксперт, т.е. порядка 1% к текущей цене (масло и вовсе +0,5% к цене за пачку в 180 г).
Что реально может увеличить цену на молочку (вернее, молокосодержащие товары, как их называют теперь), так это увеличение с 1 октября НДС на пальмовое масло с 10 до 20%: по цене эта продукция приблизится к натуральной.
Три цены в одной
— Мы регулярно составляем индекс цен, — рассказывает старший эксперт ООО «ИКАР» (Институт конъюнктуры аграрного рынка) Наталья Пенькова. — В сентябре индекс цен на сырое молоко высшего сорта (цены у всех разные — в зависимости от показателей по жиру, белку, сортности и т.д.) был 25,43 руб. /л, а в июле — 24,84 руб. /л, т.е. он рос. Но это не связано с «Меркурием» — так происходит каждый год: осенью объемы производства начинают падать.
Но раз у производителей молоко покупают по 25 руб. /л, а нам продают не меньше чем за 50, выходит, разница между оптовой ценой и ценниками в магазинах — не меньше чем в два раза?
Секрет в том, что ИКАР отслеживает цены, по которым переработчики закупают сырое молоко у производителей (иногда и не покупают: в крупных хозяйствах свои стада), а потом в цену включается стоимость производства. И наконец, наценка магазинов. Все равно, получается, эта наценка настолько велика, что люфт позволяет ретейлерам пережить катаклизмы рынка без особых потерь?
Рост цены уже невозможен?
Впрочем, пройдясь по магазинам, какого-то роста цен на молочку я не заметила. Если верить представителям ретейлеров, цены и не будут расти, иначе низкие доходы россиян сделают торговлю и вовсе бессмысленной. Так, по данным , среднее потребление молока и молочных продуктов сокращается. По итогам 2017-го — это 231 кг в год на человека. А рекомендуемый объем потребления — 320–340 кг.
Хотя гендиректор «Союзмолока» уверяет: с 2018-го потребление молока стало все-таки потихоньку расти. Но, по его же словам, за 4 года ситуация очень изменилась: 10% семей с самыми высокими доходами потребляют молочки порядка 330 кг на человека в год, в то время как 10% семей с самыми низкими доходами — не больше 160 кг…
Cправка
В сентябре подорожали:
апельсины (+11,8%)
огурцы (+9,3%)
чеснок, гречка (+2,4%)
cыры (плавленые, национальные, брынза), йогурт, молоко пастеризованное, соки фруктовые, мед (от 0,8 до 1%)
говядина, мороженая рыба, кисломолочные продукты,
молоко сгущенное с сахаром,
рис шлифованный (+0,7%).
подешевели:
картофель (-18%)
помидоры (-10,9%)
лук репчатый (-20,3%)
морковь (-19,6%)
виноград (-12%)
капуста белокочанная (-11,3%)
свекла (-10,6%)
яблоки (-9,1%)
свинина (-0,6%)
черный перец-горошек (-0,6%)
какао и пиво зарубежных марок (-0,7%)
(По данным Росстата)
Что грядет
По прогнозу Ассоциации компаний розничной торговли (АКРТ), основанному на данных крупных ретейлеров, к Новому году продукты подорожают на 3–3,5%. Заметнее всего — яйца, мясо птицы, сахар.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2019 под заголовком «Молоко дорожает легко».
Видео дня. Сколько мяса в современных сосисках
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео