Войти в почту

Производители из Адыгеи судятся за самый известный бренд своего региона

В Арбитражный суд Москвы обратился адыгейский «Кошехабльский сыр завод». Компания требует запретить продажу адыгейского сыра для компаний, которым не принадлежат права на наименование места происхождения товара. Ответчиков двое: компания «Продмир», которая управляет сетью супермаркетов агрохолдинга «Мираторг», и производитель сыров «Умалат». Однако адыгейский сыр — не совсем адыгейский. Правильнее его называть черкесским. А еще вернее — кавказским. Просто так произошло, что еще в советские годы появился бренд «Адыгейский сыр». Тогда ввели ГОСТ по приготовлению этого продукта. И с тех пор все знают: вот этот белый ребристый сыр — адыгейский. Хотя делают его и за пределами республики. Или, например, в Белоруссии. Тем не менее адыгейские производители уже не первый год судятся с коллегами, которые варят сыр в других регионах и называют его адыгейским. И, кстати, судятся не всегда успешно. Например, весной суд встал на сторону брянской компании, признав, что название сыра еще со времен СССР вошло во всеобщее употребление и оно уже не связано с местом производства. Хотя до этого свой вердикт вынес Верховный суд, который счел, что адыгейский сыр могут делать только в Адыгее. В законе есть статьи, защищающие авторские права на региональные продукты. И это не только наша практика, говорит партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Виктор Осипов. Виктор Осипов партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» «Аналогичный запрет действует в отношении, скажем, шампанского, которое не может производиться нигде, кроме провинции Шампань, а здесь можете называть игристое вино или вино с пузырьками, как угодно, но это будет только не шампанское. То же самое в отношении коньяка действует. Это распространенная практика, коммерческая практика для защиты продуктов. В нашей стране, скажем, «Вологодское масло» или «Можайское молоко» имеют такой же статус, но и для того, чтобы производить где-то за пределами, надо получить лицензию и, соответственно, соблюдать соответствующую технологию производства». С другой стороны, наши производители не особенно почтительно относятся к французам. И в российских магазинах продается вино под названием «Шампанское», которое не имеет никакого отношения к провинции Шампань. А также коньяк, который не имеет никакого отношения к французскому городу Коньяк. Да и к благородному напитку то, что у нас продается, часто тоже отношения не имеет. Или другой громкий пример: бесконечные суды между «Союзплодимпортом» и бизнесменом Юрием Шефлером за право выпускать водку под советскими брендами Stolichnaya и Moskovskaya. Эти процессы шли много лет в нескольких странах, и Россия не всегда выигрывала. То же самое касается и адыгейского сыра, который в основном производят в других регионах, замечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Артем Белов исполнительный директор Национального союза производителей молока «Более 80% адыгейского сыра производится за территорией Адыгеи. Суды занимали разные позиции, но на самом деле до сих пор, к сожалению, этот вопрос окончательно не урегулирован. Ресурсный потенциал Республики Адыгея достаточно ограничен, и, конечно, если будет принято окончательное решение и запрещено производить адыгейские сыры, за исключением территории Республики Адыгея, это приведет к тому, что будет серьезная просадка по объемам производства». Или другой момент. Компании, которые сейчас судятся за бренд, производят в том числе сулугуни. И никого не смущает, что это грузинский сыр. Хотя и его тоже можно называть не грузинским, а кавказским. Но ведь и Тбилиси пока претензий не предъявлял. Равно как и итальянцы не требуют от нас запретить использовать слово «моцарелла». По большому счету — идет спор, чем считать адыгейский сыр: региональным брендом или сортом. А с другой стороны, есть масса производителей, которые делают точно такой же кавказский сыр, но, чтобы избежать головной боли, называют его по-другому. Например, «Сыр мягкий». Потребитель все равно его узнает по виду. И по привычке назовет адыгейским.

Производители из Адыгеи судятся за самый известный бренд своего региона
© BFM.RU